Ангарчане Юрий Богорадников и Любовь Марчук являются владельцами торгово-производственной компании, наполняющей прилавки магазинов вкусными мясными полуфабрикатами, тортами и хлебом. По судьбе этой семейной пары можно последить все этапы развития отечественного предпринимательства в нашем городе. Они пронесли чувства друг к другу и свою коммерческую удачу сквозь несколько десятилетий и продолжают развивать бизнес, несмотря на не самые благоприятные обстоятельства нынешнего времени. О том, что удалось преодолеть на пути к успеху, Любовь Марчук рассказывает без прикрас.
– Люба, начало вашего предпринимательства пришлось на «лихие» 90-е. Как в тех непростых условиях удалось сориентироваться и открыть свое дело?
– Я начну рассказывать пока только о себе. Потому что с появлением в моей жизни Юры всё сильно изменилось – вместе выживать и зарабатывать было, конечно, легче. Но до встречи с ним у меня была своя непростая история. Я рано осталась без родителей. Мы с бабушкой и дедушкой жили в 94 квартале. Так хотелось хорошо есть и модно одеваться! Но реалии того времени были совсем другие. И я начала торговать – в 14 лет. Находила, где купить вещи подешевле, и продавала чуть дороже. Тем и жили. На дворе был 1993 год.
– А как с будущим мужем познакомились?
– В автобусе! Я в очередной раз ехала с большой клетчатой сумкой на толкучку в
22 микрорайон, возле «Феи». И заметила, что на меня почти в упор смотрит какой-то парнишка. Он подошел и спросил: «Помочь донести сумку? Давай встречу вечером?» Я отказалась, тогда он попросил номер телефона. А у нас с бабушкой не было городского телефона. Тогда он оставил свой номер и взял слово, что я ему непременно позвоню. Ну я и позвонила – от соседей. Что-то в нем зацепило меня – деловитый, конкретный, держащий свое слово. Юре тогда было
16 лет, и, как многие в то время в Ангарске, он шил шапки на продажу. Мы поженились с ним через семь лет после знакомства. Но общий бизнес затеяли гораздо раньше.
– Многие ныне успешные предприниматели начали заниматься бизнесом до 2000 года, когда еще не было никаких законов, регулирующих эту деятельность. Наверное, вы с мужем хорошую школу 90-х прошли?
– Еще какую! Это как бои без правил. Тогда каждый в торговле крутился и выживал как мог. Мы с Юрой начали с киосков с хлебобулочной продукцией. Брали товар на «Каравае» и продавали. Машины своей не было, лотков специальных тоже – Юра просто всё складывал в сумки и привозил мятый горячий хлеб. «Зато самый вкусный и свежий!» – говорила я покупателям. И они брали. Я вообще заметила, что с покупателями всегда надо разговаривать просто и искренне. Когда позже мы открыли продуктовый отдел в магазине «Приангарье» в
10 микрорайоне, напротив тогда еще не достроенного «Гефеста», ко мне ходили люди со всей округи. Потому что я всех выслушивала и всегда готова была посоветовать то, что им надо: вот этот горошек в банке будет хорош для салата, а этот батон отлично подойдет для бутербродов! Хорошо, что никто не видел, как мы везли в магазин этот горошек! Тогда Юра купил первую машину – «Москвич-412» с ржавым дном. Вот на нем мы и гоняли в Иркутск на оптовый рынок – нагрузим его коробками доверху – так, что мне места в салоне уже нет. Я чуть ли не поверх этих коробок ложусь, и мы едем. А сквозь дырки в днище дорогу видно. При этом жили мы очень небогато – заработаем за день 300 рублей, 100 потратим на еду, 200 оставляем на закупку товара. Когда «Гефест» открылся, конкурировать с его отделами стало сложно. Но мы уже заняли другую нишу – Юра стал торговым представителем «Каравая», и мы поставляли его продукцию во многие магазины города. Каждый день я сама всех обзванивала, составляла заявки, и рано утром мы уже затаривались хлебом. Моя беременность и рождение сына не стали причиной не работать – ребенок рос в торговых буднях родителей. Вот тогда мы впервые заработали капитал на развитие бизнеса – стали открывать собственные магазины формата «У дома». Наняли персонал, и сами также работали наравне с продавцами, бухгалтерами, грузчиками. У мужа с молодости спина сорвана – сколько коробок и мешков он перетаскал, не счесть.
– Но сейчас же вы занимаетесь не столько торговлей, сколько производством? Торговая марка «Марчук» – это производство и реализация мясных полуфабрикатов, тортов и хлеба.
– Совершенно верно. С 2010 года Ангарск наполнили супермаркеты крупных торговых сетей. Небольшие магазины в кварталах и микрорайонах потеряли свою актуальность. Мы продали их. Четыре года назад свой бизнес выставил на продажу владелец производственной компании. Мы приобрели его «Натур-продукт». Отдали деньги за название, тонны упаковки и этикеток на продукцию, старое оборудование и цеха в помещении, находящемся в аренде, причем очень дорогостоящей аренде. Работать в таких условиях было невыгодно и бесперспективно. Производство было для нас с Юрой абсолютно новым, неведомым делом. Но тем интереснее было добиться в нем успеха. Первое, что мы сделали, – это начали поиск помещения для цехов, чтобы они были не на промышленной площадке, а ближе к городу и чтобы были нашей собственностью. Нашли такое в Майске – выкупили. Второе – вместе со специалистами провели «ревизию»: убрали всё невостребованное, оставив от ассортимента «Натур-продукта» только популярные виды продукции, улучшив ее рецептуру.
Затем сменили поставщиков сырья и закупили новое, современное, более технологичное оборудование. А вот коллектив оставили прежний. Он, к слову, немаленький – более 150 человек. Люди сработанные, знающие технологию производства мясной, кулинарной и хлебобулочной продукции. Нам удалось найти общий язык.
Так вышло, что пик этого переформатирования, или, как сейчас модно говорить, ребрендинга, пришелcя на прошлый год – на разгар пандемии с ее ограничительными мерами. Но мы от судьбы и государства не привыкли получать подарки и милость, надеемся только на себя. Это вот я просто так рассказываю – купили это, приобрели то. Наверное, кажется, что мы уже прописаны в журнале «Форбс»! Нет, конечно. На каждую крупную покупку берем кредиты. Нужна еще одна грузовая машина – обратились в банк. Заработали – досрочно закрыли кредит. Взяли новый на покупку помещения. И так вот постепенно решаем задачи. Сейчас все полуфабрикаты выпускаются под торговой маркой «Марчук», а торты, хлеб и лаваши пока идут с этикетками «Натур-продукта» – нужно исчерпать запасы этого упаковочного материала.
– Люба, в одной из наших бесед вы сказали, что начинаете свой рабочий день с осмотра туш мяса. Как-то ваш образ красивой, ухоженной женщины совсем не представляется в разделочном цехе…
– Но это действительно так – каждое утро я иду в цех, чтобы оценить качество мяса. Мы не используем блочную заморозку, работаем только с мясными тушами из фермерского хозяйства Аларского района. И это – половина успеха всего дела. А потому мне важно убедиться, чтобы всё было как надо. Если я буду гламурничать, то кто будет отвечать за результат? На каждой упаковке с котлетами и пельменями стоит моя фамилия, а потому я надеваю перчатки и руками проверяю качество помола фарша. А для салонов красоты и фитнес-залов есть вечернее время и выходные дни.
– Лично я, как покупатель, считаю тонкий армянский лаваш вашей торгово-производственной компании лучшим из подобной продукции. Недавно мне довелось побывать в цеху по его приготовлению – это что-то удивительное! И само тесто, и то, как его готовят для выпекания, – настоящая магия! Очень эффектный и интересный процесс.
– Только никому не рассказывайте подробностей! Это наш фирменный секрет. Я не шучу. Цех по производству тонкого лаваша – это гордость предприятия. Там работают специалисты армянской национальности. И их продукция пользуется большим спросом по всему региону. Сколько бы мы ни сделали лаваша, его всегда не хватает торговым точкам. Поэтому не удивительно, что конкуренты проявляют интерес к рецептуре и технологии приготовления.
– Тяжело в наше время вести семейный бизнес? Когда муж не просто вторая половина, а еще и деловой партнёр?
– Не скажу, что просто. Но общий бизнес – это же не работа, а образ жизни. Да, и в цехах, и дома приходится обсуждать те же голубцы и манты, способы реализации продукции и закупки сырья. Но мы привыкли к этому. Мы с Юрой занимаемся торговлей и производством продуктов большую часть своей жизни – кормим ангарчан уже более 25 лет. И делаем это качественно, с личной ответственностью за всё. Так что я считаю нас счастливыми, состоявшимися людьми. Мы – родители двух замечательных детей. Старший Никита сейчас учится в техникуме. Дочка Маша делает успехи в модельном бизнесе, изучает китайский и английский языки, в будущем планирует стать стюардессой. Но когда в августе этого года мы с Юрой вместе оказались в больнице, дети оставили все свои дела и занимались нашим предприятием. Так что перспектива семейной династии имеется!