В одном из предыдущих номеров нашей газеты мы уже поднимали тему самовольных уходов детей из дома. Проблема серьезная и в настоящее время находится на особом контроле всех надзорных органов, отвечающих за охрану и безопасность детства. Только за 9 месяцев 2021 года в Ангарском округе зафиксировано 198 таких фактов. Это больше, чем за весь прошлый год. Причем 34 подростка решились на такое не в первый раз. Куда и почему бегут дети – это больше всего интересует специалистов, принимающих правовые решения в отношении как самих несовершеннолетних, так и их родителей.
На прошлой неделе на заседании комиссии по делам несовершеннолетних рассматривались сразу несколько семейных ситуаций, которые привели к побегу подростков. «Самовольный уход несовершеннолетнего из дома – это чрезвычайная ситуация, которая может иметь серьезные последствия, – говорит председатель КДН Анна Брянская. – На улице, без надзора взрослых с ребенком может случиться что угодно – он может стать жертвой несчастного случая или преступления или сам совершить что-то противоправное. Именно поэтому каждый такой сигнал «поднимает на ноги» сотрудников правоохранительных органов, ведущих поиски пропавшего. И даже если всё завершается благополучно – ребенок возвращен домой или вернулся сам целым и невредимым, – этот факт становится поводом для пристального внимания к семье специалистов надзорных и профилактических органов. Именно во внутрисемейных отношениях чаще всего и кроется причина побегов. И вместе с педагогами, психологами, социальными работниками, специалистами Центра помощи детям, сотрудниками полиции мы пытаемся выяснить, от чего и куда бежит ребенок».
• • •
Софья М., 14 лет. В августе этого года третий раз сбежала из дома. В школе характеризуется положительно – учится хорошо, проявляет интерес к спорту, активно участвует в жизни класса, выполняет поручения педагогов. Она и задания матери посидеть с младшими братьями и сестрами до недавнего времени всегда выполняла. Была юной нянькой, пока родительница уходила надолго в гости к подругам, где распивала алкоголь. Одной из причин своих уходов из дома (обычно Соня отсиживается у подруги) инспекторам ПНД в ОМ-2 девочка назвала нежелание заменять мать младшим детям. Ведь она уже взрослая и хочет вести свою личную жизнь. И, судя по некоторым признакам, уже ведет. Специалисты центра помощи детям провели с взрослеющей девочкой беседу на тему пагубных последствий ранних половых отношений и беременности. Члены комиссии по делам несовершеннолетних решили прояснить и роль родительницы, перекладывающей на плечи старшей дочери свои функции. Помогать в уходе за младшими детьми, конечно, нужно, но мать ни в коем случае не должна злоупотреблять этой помощью. Иначе, как заметили педагоги в школе, Софья рано или поздно перестанет считать свой дом постоянным местом жительства и найдет место, где ей действительно будет хорошо без семьи. На организованном тренинге мать девочки не смогла выполнить просьбу психолога и обнять дочь просто так, без повода. Этот факт частично раскрывает причины бегства девочки из дома.
• • •
Татьяна З., 15 лет. Состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. В этом году также совершила несколько самовольных уходов из дома. В настоящее время (от автора – на 21 октября) находится в розыске. Убежала из дома после ссоры с матерью, которая воспитывает ее одна. В школе отметили, что после летних каникул у Тани наблюдается изменение поведения: она стала невнимательной, развязной, привлекает внимание мальчиков, конфликтует со сверстниками. Мать признается, что перестала справляться с взрослеющей дочерью. По мнению педагогов, девочке требуется консультация психиатра. Дело в том, что у Татьяны еще на стадии записи в школу была диагностирована легкая умственная отсталость. Возможно, возрастные гормональные изменения спровоцировали ухудшение состояния. Ситуация требует незамедлительного решения, иначе такие продолжительные отсутствия без надзора взрослых могут окончиться бедой.
• • •
Артем О., 14 лет. Попал в поле зрения полиции и КДН весной этого года, когда начал сбегать из дома. В настоящее время мальчик совершил уже 10 самовольных уходов. Некоторое время назад был помещен в центр помощи детям, однако мама его оттуда забрала. Рассматривая ситуацию в этой семье, специалисты оценивают ее как неблагоприятную для мальчика. Дело в том, что Артем является приемным сыном воспитывающей его женщины. Она усыновила его, когда Артему был всего год. В то время
семья был полной – сына воспитывали приемные родители. Три года назад у супругов появился родной сын, а вскоре последовал развод. После этого отношение приемной матери к Артему резко изменилось – он стал нежеланным в семье. По словам инспектора ПДН, мальчик не раз был замечен за мытьем стекол автомобилей на стоянке. Он пояснял, что мама отправляет его зарабатывать деньги. Известны факты, когда за плохое поведение родительница отправляла мальчика спать в ванную. «Нам не хватило доказательных материалов для возбуждения уголовного дела о жестоком отношении к ребенку, но его надо изымать из семьи, – сказала на заседании комиссии представитель полиции. – Сам мальчик о своей неродной матери плохого не говорит. Он вообще в последнее время стал очень неразговорчив, замкнулся, потерял интерес к учебе, в первой четверти практически не посещал уроки».
Члены КДН пришли к выводу, что нужно инициировать процесс об отмене усыновления. Ради безопасности мальчика, который не стал для матери родным за 13 лет.
• • •
Максим Р., 14 лет. И сам мальчик, и его семья состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и находятся на сопровождении Центра помощи детям. С раннего детства Максим и его младшая сестра воспитываются бабушкой. А их мама после отбытия срока в исправительном учреждении за сбыт наркотиков живет отдельно, устраивая свою личную жизнь. Формально подросток ни в чем не нуждается – бабушка, которая до сих пор вынуждена работать, чтобы содержать двух детей, кормит и одевает его. Но окружить его должным вниманием и обеспечить воспитание не может. Частично – из-за занятости на работе. А по большей мере – она просто не умеет этого делать. Ее старший сын тоже был замечен в употреблении и сбыте наркотиков, которые в итоге и стали причиной его смерти. Дочь также характеризуется как неблагополучная.
Подросший мальчишка начал своевольничать, пустился в бега, отказывается ходит в школу. Именно педагоги образовательного учреждения и забили тревогу по поводу его длительного отсутствия, при этом бабушка мальчика покрывает, объясняет, что на уроки он долгое время не ходит из-за недомогания. Она обращается за помощью в полицию, если Максим теряется или уходит из дома. Специалисты КДН решили, что надо ставить вопрос о лишении родительских прав матери юного беглеца и помещении Максима в Центр помощи детям.
• • •
«Судя по этим историям, можно предположить, что к самовольным уходам из дома склонны только дети из неблагополучных семей, но на самом деле это не так, – говорит Анна Брянская. – Пускаются в бега и подростки, воспитывающиеся в состоятельных, социально благополучных
семьях, утративших контроль за поведением своего взрослеющего ребенка. Мы просим родителей чутко относиться к изменениям настроения, поведения, отношения к домашним и учебным обязанностям своих сыновей и дочерей, знать их круг общения – реальных и виртуальных друзей. Всё это поможет не довести ситуацию до критической. Если чувствуете, что не справляетесь сами, приходите к нам, в КДН, – мы подскажем, к каким специалистам можно обратиться за помощью».