В начале 60-х годов прошлого столетия, занимаясь строительством промышленных объектов в районе Суховской, рабочие обнаружили на песчаном склоне (всего в 500 метрах от Ангары) более сотни старинных изделий из камня. Это были нефритовые и сланцевые ножи, кремниевые наконечники стрел, рыболовные крючки китайского типа, скребки и другие интересные артефакты, не соответствующие настоящему времени. Находка вызвала неподдельный интерес иркутских археологов. Чуть позже на основании проведенных раскопок они предположили, что в этом месте было крупное захоронение людей новокаменного (!) века. Бесценная коллекция инвентаря, с которым предки, по-видимому, хоронили тела умерших, была передана в фонды лаборатории археологии Иркутского государственного университета. До сих пор история прекратившей свое существование сибирской деревни Суховская окутана тайнами и легендами… Пролить свет на некоторые важные факты из истории этого населенного пункта взялась журналист, краевед, ветеран АНХК и просто патриот нашего города Надежда Елькина. В юбилейный для Ангарска год Надежда Петровна составила и выпустила книгу «Станция Суховская. «Я смутно помню деревенский дом». Издание полезно для изучения как взрослому, так и подрастающему поколению ангарчан. Презентация книги состоялась на прошлой неделе в Музее трудовой славы АНХК.
История по крупицам
«Сегодня многие испытывают интерес к своим корням, к родословной, к малой родине. Есть немало людей, исторически связанных с деревенькой, прекратившей свое существование, когда началось активное строительство и развитие промышленности. Сейчас этой деревни нет даже на географической карте Иркутской области, но осталась история, и ее нельзя перечеркнуть, – говорит Надежда Елькина. – На сбор и подготовку материалов у меня и моих верных помощников – сотрудников отдела краеведения Ангарской городской библиотеки – ушло не менее полугода. Это была сложная, кропотливая работа: изучение архивных документов, легенд, сказаний, тематических заметок, научных исследований, книжных и газетных публикаций. Сборник, состоящий из восьми глав, содержит краткую хронологию особо значимых дат истории деревни Суховская».
От Сохээ к Суховской
В издании приведено множество любопытных фактов. К примеру, есть информация о том, как в X-XI веках происходило активное переселение народов Сибири. По мнению историков, именно в это время в таежной местности, у реки Ангары поселились предки бурят. Их привлекли кристально чистая вода, поздно замерзающая и рано вскрывающаяся река, травянистые луга, изобилие рыбы и дичи в лесу. Они разбили на побережье зимние жилища и дали своему стойбищу название Сохээ, что в переводе с бурятского означает «болотистая, травяная, кустарниковая местность». Позднее название местности было переименовано на русский лад – Суховское.
Шли годы, сибирская земля планомерно заселялась. В архивных документах значится: «… Население Иркутской губернии состояло из смеси переселенцев и ссыльных из разных местностей России, оно образовало особый местный тип сибиряка со своим местным говором. Для строительства деревень из казны Иркутской губернии было выделено 28 786 рублей ассигнациями. Землемеры получали задания найти удобные земли под домостроения, пашни, сенокосы и выгоны для скота. Земли были приисканы недалеко от Иркутска по тракту в сторону Мальты. В 1820 году на них и было создано селение Суховское (28 дворов, в них было поселено 56 человек). По этому же проекту каждую семью ссыльных снабдили 15 десятинами земли. Поселенных ссыльных освободили на 5 лет от налогов, но обязали через 10 лет после обустройства начать выплачивать государству ссуду, выданную на строительство домов». Вот такая интересная «ипотека» предлагалась людям в то далекое время!
Поселившиеся в начале ХIХ века на берегу Ангары русские повлияли на уклад жизни коренного населения – бурят местности Сохээ. В документальных источниках отмечено, что две народности соседствовали очень мирно. Помогая друг другу, люди перенимали уклад жизни: буряты стали строить бревенчатые дома, русские поселенцы учились жить в ладу с сибирской суровой природой, правильно определять сроки сбора даров тайги – ягод, грибов, кедрового ореха, узнавали места охоты на дичь. Со временем многие переселенцы обрели востребованные профессии, стали ямщиками, железнодорожниками, охотниками, землепашцами. Суровый резко континентальный климат закалил этих людей, выработал у них выносливость, терпеливость и упорство в достижении цели. Прикипев к Сибири, большинство из них так и не вернулось на свою малую родину, люди остались жить здесь, где пустили крепкие корни.
Сухопутная дорога
Из книги Надежды Елькиной узнаешь, что наиболее активно Сибирь начала заселяться, когда по ее территории прошла основная сухопутная дорога – единственная ниточка, соединявшая Россию за Уралом с окраиной страны на Востоке. Бурная жизнь тогда закипела на оживленной дороге. На участке от Томска до Иркутска, например, ежегодно отправлялось в путь 20 тысяч извозчиков и до 100 тысяч конных подвод. Кого они только не перевозили, ругая на чем свет стоит разбитые дороги! Так, в 1890 году, после путешествия на остров Сахалин, великий русский писатель Антон Павлович Чехов назвал в своих воспоминаниях Московский тракт (путь проходил через поселение Суховское) «самой большой и самой безобразной дорогой на всем свете – … весной – грязь, летом кочки, ямы и ремонт, зимой – ухабы...»
Можно только предположить, какие страдания испытывали ссыльные, которые шли в Сибирь, передвигая ноги, закованные в кандалы весом не менее 2 кг. В архивных источниках говорится, что, бывало, их путь по горько известному «кандальному» тракту до Иркутска длился целый год.
Перемены, потрясения
В книге «Станция Суховская. «Я смутно помню деревенский дом» автор уделяет много внимания периоду становления советской власти. К этому времени в Суховской уже жили в основном русские семьи, на долю которых выпали разные потрясения. Из воспоминаний очевидцев известно, что в годы Гражданской войны по главной Трактовой улице деревни разгуливали каппелевцы, белочехи, колчаковцы. Они отбирали продовольствие и чинили расправу над непослушными местными жителями. Мужики тогда уходили к партизанам в Зверево. Бесчинство прекратилось с приходом Красной Армии. А впереди народ ждало образование коллективного хозяйства имени Куйбышева, которое приняли не все и не сразу. Православные не могли смириться с безбожием, истинно верующие ходили в церковь села Биликтуй, деревни Зуй и в храм Михаила Архангела на станции Иннокентьевской (Иркутск-Сортировочный).
Тяжелые отметины в сердцах жителей Суховской оставила Великая Отечественная война. В книге можно найти документальный очерк Надежды Елькиной о фронтовике Алексее Новикове, вернувшемся с войны в свою деревню с фашистскими отметинами – тринадцатью осколками от снарядов.
Читателей не оставят равнодушными описание жизни деревни в послевоенное время, рассказ об особенностях обучения в сельской школе, давшей путевку в жизнь детям Суховской.
«При работе над книгой удалось найти интересные подробности о поселении, фамилии некоторых жителей, уделить должное внимание коренной народности этого края – бурятам, – попытаться ответить на основные вопросы о том, когда и почему появился здесь человек, – говорит автор. – Надеюсь, что это историко-документальное издание позволит читателям перенестись в историческое прошлое и побудит их к глубоким размышлениям. Верю, что ангарчане дополнят страницы истории и продолжат начатую летопись, прославляя наш край, малую родину добрыми делами».
К сожалению, книгу «Станция Суховская. «Я смутно помню деревенский дом» нельзя приобрести для личного пользования. Она была издана небольшим тиражом – 50 экземпляров – при поддержке именного фонда мэра округа Сергея Петрова «Ангарские таланты». Основную часть экземпляров автор передала в библиотеки и школы города.