В прошлый четверг, 21 октября, во Дворце культуры «Нефтехимик» были знатные гости. Ангарск посетили артисты питерского театра «Рок-опера» со своей легендарной постановкой – «Иисус Христос – суперзвезда».
Легендарной – потому что в литературе о музыкальном театре она считается одной из наиболее значительных работ над всемирно известным мюзиклом. Потому что премьера рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса в Ленинграде, на сцене ДК имени Ленсовета, состоялась аж в 1990 году, и это был первый «Иисус Христос – суперзвезда» на территории России. Потому что перевод либретто Марины Бородицкой и Григория Кружкова очень близок к оригиналу, в нем даже имена героев оставлены без изменения: Джизус, Джудас, Мэри…
Интересно, что питерский театр поставил спектакль с благословения православной церкви, аккурат к ее тысячелетию. Может быть, поэтому в нем нет загробной арии Иуды, в которой рефреном звучит заглавное: «Джизус Крайст – суперстар!»? Знаменитая финальная песня связывает библейский сюжет с современным миром, а Иуда является в ней собирательным образом, символизирующим человека нашего времени, который мало что принимает на веру и у которого всегда есть вопросы. В либретто много прямых цитат из Священного Писания, которое не предполагает сомнений.
Не думаю, что погрешу против истины, если предположу, что большинству ангарчан гораздо ближе московская версия «Христа», поставленная в театре имени Моссовета в том же 1990 году в переводе Ярослава Кеслера. В ней много «вольностей» относительно канонической постановки, но за счет этого некоторые образы явно выигрывают. Та же Мария Магдалина делает попытку спасти Христа, обращаясь к Пилату: «Вели помиловать, он не виновен ни в чем, во славу Цезаря, спаси Христа!»
Надо сказать, что именно эту версию взяли за образец в Иркутском музыкальном театре имени Николая Загурского. А уж с 1997 года, когда была сыграна премьера спектакля, эту рок-оперу посмотрело не одно поколение иркутских и ангарских зрителей. Кроме того, в 2011 году в «Нефтехимике» силами нескольких коллективов дворца был поставлен свой «Христос», вокальные партии в котором исполнили солисты студии «Ретро» (руководитель Елена Лелюк). И они тоже опирались на постановку театра Моссовета.
Впрочем, у непривычной нам питерской трактовки заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Подгородинского и Геннадия Абрамова есть свои сильные стороны. В их рок-опере все действия героев мотивированы и понятны. Спектакль играется на абсолютно пустой сцене, без нагромождения декораций и почти без реквизита. Театральная условность правит бал. Никаких пальмовых листьев в «Осанне», никаких лотков с товарами в «Изгнании торговцев из храма» – здесь продают… себя. Нет даже бича, а в сцене бичевания Иисуса перед казнью участвуют все: люди из толпы, бывшие апостолы, связывают себя кровавой круговой порукой. И благодаря пластическим решениям балетмейстера это смотрится очень эффектно.
Непонятным осталось только одно: почему роль Симона Зилота и апостола Петра исполнял один и тот же актер?
Однако, какую бы версию вы ни предпочитали, все их мирит между собой великолепная, ставшая культовой музыка Эндрю Ллойда Уэббера, которая не нуждается в представлении, узнается по первым нотам и надолго остается в сердце.