На прошлой неделе Ангарск облетела печальная новость: 19 октября на восемьдесят седьмом году жизни умерла Надежда Кудашкина, член Союза писателей России. Педагог по профессии, заслуженный учитель, она всю жизнь писала стихи, много лет руководила литературным объединением «Юланга» («Юные литераторы Ангарска»), выпустила шесть авторских книг со стихами, писала прозу, печаталась в коллективных сборниках, в журналах.
Перебираю архив Надежды Николаевны: толстые тетради разного формата, блокноты, записные книжки… Стопки листов с напечатанным на них текстом – повести рассказы, очерки. На титульных страницах столбиком – варианты названий, напоминания: на такой-то странице правка не внесена. Сколько правки! Перечеркнуты целые диалоги, рядом, чаще всего простым карандашом, подписан альтернативный текст. А вот – совсем отдельные, с неровно оборванными краями, исписанные от руки листочки – «Признаки паранойи для рассказа «Божья коровка». Не удержалась, прочитала: очень подробно, обстоятельно и жизненно.
Жизненность сохранилась во всех произведениях Надежды Кудашкиной. Среди ее стихов нет ни одного ради «красного словца», каждое слово – на своем месте, каждое доходит до сердца. Надежда Николаевна говорила: «Поэтическое слово должно не просто в уме остаться, а доходить до сердца, тогда просыпаются чувства сопереживания, гордости, радости».
Коллеги по поэтическому цеху неоднократно удивлялись: такой простой язык, немудрящие рифмы, органичные, невычурные метафоры – и какое «великое впечатление печатной строки»! Незамысловатость формы – и мудрость, одухотворенность, глубокий и точный смысл, понятный любому. Это признак большого мастерства.
Среди бумаг сохранился листок со стихотворением «Дождливый день», датированным 6 мая 1976 года. Рядом с каждой строфой – метрическая схема чередования ударных слогов с безударными. Когда видишь поэтическую кухню, изнанку работы литератора – дрожь пробирает.
А это – совсем особенные экспонаты: книжки, вручную собранные в «Юланге». Страницы из сложенных пополам альбомных листков аккуратно скреплены узенькими полосками скотча. Иллюстрации тоже дело рук воспитанников Надежды Николаевны, вернее – воспитанника, Владимира Токарева. «Володя Токарев – человек, которого любили в «Юланге» все, – пишет Надежда Кудашкина. – Талантливый художник, поэт, актер. Он набирал на компьютере стихи ребят, иллюстрировал наши книжки-самоделки. Играл в спектаклях в «Современнике» и А. И. Кононова. Уехал в Москву, где стал профессиональным актером». Володя приезжал нынешним летом в Ангарск – и первым делом спросил, как поживает Надежда Николаевна.
Среди учеников Надежды Кудашкиной – поэтесса Анна Желтоногова. На своих творческих встречах с читателями она всегда с благодарностью вспоминает ее теплые уроки. Прошедшая школу Надежды Николаевны Елена Остапенко назвала ее «поэтом-учителем, задача которого – помочь рождению мысли, помочь рождению чувства, помочь взглянуть на мир так, как он этого заслуживает, – с восхищением и благоговением… Объяснить просто, но не упрощая, учить, не поучая, открывать истину вместе с читателем-учеником – в этом ее неповторимость и своеобразие».
Поэт и прозаик Татьяна Стрельникова, которая сегодня занимается с молодежью в литературной студии «Метафора», продолжая дело Надежды Кудашкиной, рассказывала, что та, будучи семиклассницей, показала свои «более-менее стихи» учительнице литературы, которая бросила юной поэтессе: «Не обольщайся! В твоем возрасте все пишут. Пройдет». И маленькая Надя ей поверила, бросила рифмовать.
Только в семидесятые она пришла в Литературное объединение Ангарска. Помня о своей душевной ране и потерянных для стихотворчества годах, очень бережно относилась к начинающим авторам, которые приходили к ней за советом и помощью. Надежда Николаевна считала, что, даже если подросток не станет настоящим поэтом, общение с поэзией обогатит его духовный мир.
Ее открытость и теплое, доверительное отношение к людям чувствовали не только ученики. Четыре года назад в отделе краеведения Центральной городской библиотеки возникла идея создать коллекцию рукописей писателей Ангарска – и сотрудники библиотеки обратились к ангарским литераторам. Первым, кто откликнулся, была Надежда Кудашкина. Тогда, в 2017 году, она и передала в отдел краеведения ЦГБ свой архив.
– Надежда Николаевна была очень теплым, глубоко интеллигентным, доброжелательным человеком, – рассказала специалист ЦГБ Анастасия Королькова, принимавшая рукописи Надежды Кудашкиной. – Она передала нам первые версии своих повестей, блокноты с записями – вплоть до кулинарных рецептов, что показывает ее уже не как поэта, а как женщину. Почерк раскрывает душу, по нему можно судить о характере человека – поэтому рукописи очень ценны. Мне кажется, что пройдет лет десять – и рукописи Надежды Кудашкиной станут объектом исследований: она занимает не последнее место в российской литературе. Она была очень активным и талантливым человеком. В библиотеке №4 Централизованной библиотечной системы Ангарска хранится подаренное ею панно с вышивкой лентами. Пока могла выходить из дома – часто бывала на встречах с читателями, когда стало тяжело – постоянно была на связи, освоила соцсети, очень много общалась. Мы счастливы, что рукописи такого большого поэта и человека, как Надежда Николаевна, сохранятся в отделе краеведения. Они будут доступны ангарчанам и гостям города как в бумажном, так и в цифровом формате.
В отделе краеведения ЦГБ работает выставка рукописей Надежды Кудашкиной. Как призналась заведующая отделом Людмила Решетникова, архив Надежды Николаевны «сам нашелся» среди всех рукописей, собранных краеведами, будто попросился в руки. И это никакая не мистика – от бумаг Надежды Николаевны идет то же тепло, которое она так щедро дарила при жизни. Я тоже это почувствовала.