Педагогами не рождаются – ими становятся. Тот, кто занимает эту должность, не всегда может называться Учителем с большой буквы. В этой профессии, как и во всех других, много случайных людей. Учить детей идут таланты и бездари, тонко чувствующие, одухотворенные личности с высоким культурным уровнем и толстокожие, неспособные понять чувства и поступки ребенка. Хуже всего, если «сеять разумное, доброе, вечное» доводится грубым, скорым на расправу, жестоким людям. В этом случае происходящее в классе надо называть не педагогической ошибкой, а уголовно наказуемым преступлением. И карать за это по всей строгости закона.
О происходящем в одной из ангарских школ нам рассказали родители обучающихся там детей. Все услышанное походило на оговор. Уж больно невероятными казались факты избиения детей на дополнительных занятиях ритмикой. Однако против учителя говорят не только сильно встревоженные мамы и папы, но и факты. Вместе с заявлением родители школьников принесли в милицию и результаты медэкспертизы, где четко указано, с какими физическими травмами их дети вернулись из школы.
По просьбе обратившихся в нашу газету пострадавших школьников мы расскажем вам эту историю, не называя образовательного учреждения и имени педагога. И не только потому, что виновным человека может назвать только суд. В публикациях подобного рода допускается обозначение «подозреваемый». Но сказать так о человеке, который и сейчас работает с детьми, – значит нанести невосполнимый урон его профессиональной репутации. В случае ошибки исправить положение уже будет нельзя. Но и оставлять всё так, как сейчас, невозможно, считают родители. По их утверждениям, жестокий учитель терроризирует детей вот уже четыре года. Он оскорбляет, обзывает детей, щедро раздает им оплеухи и считает физическое применение силы правомерной мерой воспитания. И неважно – спокойный ребенок или энергичный: достается всему классу.
...Это случилось 1 февраля. Свой урок в 4 классе учитель начал с привычной уже лекции о том, что в Китае за провинность принято бить человека розгами. Строгий педагог требовал от детей полного подчинения и был безжалостен к лентяям и нарушителям дисциплины. Оттого, по утверждениям родителей, все меньше учеников младших классов хотели посещать занятия по ритмике. Дети боялись учителя и искали любой повод, чтобы не ходить на его уроки. «Тот урок Б., как обычно, начал с оскорблений в адрес детей, – рассказывают они нам в своем письме. – Затем он схватил одного ребенка за руку и вытолкнул в коридор. Завел в раздевалку, схватил за шею и отбросил мальчика на лестницу. Ребенок упал на ступеньки и ударился позвоночником. При этом учитель грубо ругался. Оставив ребенка в раздевалке, он вернулся в класс за вторым. Вытолкнул и его в коридор, оскорбляя и угрожая физической расправой. Затем завел мальчика в ту же раздевалку, схватил за челюсть, приподнял над полом и ударил его головой о стену. Потом пнул по левой ноге. Какое-то время избитые учителем дети сидели в раздевалке одни, затем педагог пришел за ними и повел в класс. Когда они вошли в кабинет, он произнес: «Встречаем наших победителей! Аплодисменты им!» Как только урок закончился, дети стали звонить нам со слезами и просили забрать их из школы. О случившемся мы поставили в известность сотрудников ОМ-4. Просим разобраться в ситуации и наказать превысившего свои полномочия педагога. Таким людям нет места в школе, они опасны для детей и порочат образовательное учреждение, в котором работают».
Серьезное заявление. Мы попросили прокомментировать ситуацию сотрудников отделения милиции №4, занимающихся этим делом: «Заявление от родителей находится у нас. Мы разбираемся по всем указанным в нем фактам. Имеется заключение медэксперта о состоянии пострадавших детей, как говорят в народе, «побои сняты». Опрошены свидетели – дети, педагоги. Взяты объяснения у обвиняемого педагога. Учитель частично признает заявленные факты, объясняет свои действия дисциплинарной необходимостью. Так он воспитывал детей, учил их уму-разуму». По словам сотрудников милиции, трудно сказать, осознает ли педагог противозаконность физического воздействия на несовершеннолетних. В настоящее время ставится вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам жестокого обращения с детьми. Все необходимые материалы собираются, и в случае наличия доказательной базы дело будет передано в суд.
А что же администрация школы? Родители утверждают, что неоднократно обращались с жалобами на учителя ритмики к директору школы и социальному педагогу. Но в ответ слышали сетования на отсутствие доказательств. На наш запрос руководитель школы дала следующий ответ: «Не буду оправдывать педагога при сложившихся обстоятельствах. Скажу только, что он является творческим, очень увлеченным своим делом человеком, но весьма несдержанным в эмоциях. Мы рассматривали все поступавшие жалобы, по ним приняты административные меры взыскания. В данном случае ситуацию не удалось разрешить устраивающим обе конфликтующие стороны способом. Педагог полностью осознает свою вину, приносит извинения детям и их родителям, предлагает материальную помощь пострадавшим. Он написал заявление об увольнении. Подписывать его или нет, будет решено после беседы со всеми участниками конфликта».
Сам учитель в телефонном разговоре с нами сказал, что не хочет, чтобы его поступок бросил тень на всю школу. Занятия в классе, где учатся пострадавшие мальчики, он сейчас не ведет. «Я сожалею о произошедшем, о том, что не справился с эмоциями, не сдержал себя. Нужно было искать другие формы воздействия на расшалившихся детей. Поверьте, мое раскаяние совершенно искреннее», – сказал он.