Богат наш город талантами. С этим не поспоришь. Особо выдающимся личностям удается добиться признания своих способностей не только в родном Ангарске, но и далеко за его пределами – например в Москве. Ангарчанин Денис Гербер в категорию покорителей российской столицы попал давно – со времен первых публикаций его рассказов в толстых литературных журналах. Ныне он прочно закрепил за собой звание выдающегося сибирского автора, ибо недавно в одном из московских издательств в свет вышла его вторая книга «Временщик».
Столичные охотники за хорошей литературой из издательства «Вече» не упустили возможности напечатать роман Дениса Гербера о непростой судьбе и карьере одного из иркутских вице-губернаторов Алексея Жолобова – убежденного последователя и наследника петровских реформ, патриота и человека, которому не чужды пороки, сомнения, тщеславие и желание что-то изменить в жизни. Герой полон противоречий и тайн. Да и сам автор двух полноценных историко-приключенческих романов (первая книга Дениса «Заблудшие» вышла в том же издательстве в 2018 году) для читателей пока остается загадкой. О писателе Гербере сегодня известно крайне мало: возраст – 44 года, образование – высшее филологическое, профессия – радиоведущий, семейное положение – женат, растит сына… Вот и всё. Наш корреспондент решил узнать о талантливом земляке чуть больше и рассказать обо всём, что услышит из первых уст, читателям «Свечи».
О себе
– Денис, что кроме литературы привлекает тебя в жизни?
– Музыка. Я всегда был меломаном – наверное, с самого рождения. Это пристрастие, на которое мне никогда не жаль времени, дающее развитие мыслям и наполняющее духовный мир. Новая музыка – новые ощущения, поэтому я стараюсь не «застревать» в каком-либо определенном музыкальном пространстве, а ищу новые грани, направления, стили, мелодии, которых не слышал прежде.
Жена Татьяна – профессиональный музыкант – делится со мной своими интересными находками, мы вместе слушаем, обсуждаем, впечатляемся и продолжаем искать. Дома у нас стоит проигрыватель виниловых дисков. У пластинок совершенно иной звук – более живой: порой кажется, что где-то за углом играет настоящий оркестр. И потом само их прослушивание – своеобразный ритуал или церемония, когда ты бережно устанавливаешь сначала диск, потом иглу в нужном положении, затем внимаешь звукам, не выпуская из рук конверта, и чувствуешь, как музыка общается с тобой, словно живой человек.
То же самое с книгами. Мне гораздо больше нравится «общение» с бумажной книгой, нежели с ее цифровой копией. Если предмет осязаем, он несет больше смысла и энергетики, он более живой.
– А почему ты не посвятил себя музыке?
– Желание было. Жена обучила игре на гитаре, базовым приемам. У меня проблемы с вокалом, поэтому во избежание семейных неурядиц я музицирую в одиночку за закрытой дверью (улыбается). Музыка – хобби, которое способно заставить меня покинуть родной город на время и отправиться, например, в Москву – на концерт легендарной зарубежной рок-группы.
– В твоих произведениях удивительно живая природа. Даже без детальных описаний она дышит, источает ароматы, звучит. Чувствуется, что ты знаешь, о чем пишешь. Сибирские леса тебя вдохновляют?
– Не только леса, но еще и горные вершины и перевалы. Природа Сибири – неповторимый и неисчерпаемый источник силы, разгоняющей скорость мысли и духа. Пребывание вдали от города среди леса или в горах дает возможность городскому жителю прервать связь с насущным, переформатировать сознание, очистить его от урбанизма, который сегодня процветает. Творческие идеи, разумеется, тоже появляются, оседают в подсознании, чтобы потом в нужный момент стать частью истории, эпизода или описания. Паустовский говорил, что писателю не следует вести дневников или делать заметки в блокноте, необходимо запоминать самое важное: если потом это не удается вспомнить, значит, оно не было столь важным.
– Где любишь бывать?
– В основном в Саянах. Мы собираемся небольшой группой, идем от Ниловой Пустыни вверх через саянские перевалы, отдыхаем на Шумаке и спускаемся в Аршан. Раньше путешествие могло занять пару недель, теперь ограничиваемся несколькими днями.
Любим путешествовать на велосипедах. Окрестности Ангарска тоже живописны, и здесь можно побыть наедине с собой, пообщаться с духами природы.
– Сын разделяет ваше увлечение походами?
– Константин несколько раз отправлялся с нами в подобные путешествия. Восторга особого не выражал, но и недовольства с его стороны мы не заметили. Он получил новый опыт, пережил с нами вместе нечто общее, получил собственные впечатления, и это важно. В предпочтениях разберется со временем.
– Как произошло ваше знакомство с будущей женой?
– В несколько этапов. Нас познакомил общий друг – музыкант Павел Щербин, лидер иркутской рок-группы «Бриллианты Зыкиной». Таня играет в этом же коллективе. Первая наша встреча не привела к вспышке огнедышащей лавы страстей. Время дает понимание ценности, целостности и необходимости пребывания конкретного человека в твоей жизни. Когда понимаешь, что рядом родственная твоей душа, не приходится сомневаться и делать выбор. Всё очевидно и происходит само собой.
– Для писателя Сергея Довлатова супруга была единственным критиком, к мнению которого он прислушивался. Ты знакомишь жену с черновиками своих произведений?
– Конечно. Таня мой самый близкий человек и сподвижник, поддержка ее, безусловно, важна, как и мнение о моей работе. Текст романа «Временщик» она увидела первой.
Презентации двух моих книг прошли в интересном, не совсем традиционном формате: я зачитывал фрагменты текста, а Таня дополняла художественное чтение игрой на электрогитаре. В этом году мы добавили видео из рисованных песком картин по сюжету романа. Такой формат взаимодействия с аудиторией, на мой взгляд, более интересный, он позволяет, пусть и ненадолго, погрузиться в произведение, попробовать его на вкус, пробудив собственный интерес и желание продолжить знакомство с книгой.
О творчестве
– История, особенно отечественная, по-прежнему является для многих российских авторов кладезем сюжетов для произведений, художественная ценность которых очень разная, если она вообще есть. Роман «Временщик» – это не просто история, а нравственно-психологический портрет эпохи. Почему главным героем этого портрета стал именно Жолобов, а не печально известный его предшественник Гагарин, к примеру?
– Выбор был обусловлен случайностью. Я работал над совершенно другим произведением, иной историей. В архивах, изучая документы, наткнулся на обрывки сведений о вице-губернаторе Иркутска Алексее Жолобове, который был назначен на сей пост при правлении императрицы Анны Иоанновны в 1731 году и скоро был обвинен во многих преступлениях. Эпизод зацепил, персонаж зашевелился, заговорил, ожил и поселился в романе, став его главным героем. Гагарин – личность куда более известная, не единожды раскрытая в документальных и художественных текстах других авторов, поэтому для меня он менее интересен, чем загадочный Жолобов, сведения о котором обрывочны и скудны.
– Автор иногда неосознанно наделяет главного героя одним или несколькими качествами собственной личности. Какие качества твой герой позаимствовал у автора?
– Мне очень близко его желание непрерывно стремиться к чему-то. Другое дело, что цель Жолобов выбрал не самую благонадёжную. Стремление к власти, к высокой должности затянуло неплохого, в сущности, человека, талантливого управленца и хозяина, в круговорот придворных интриг, лжи ради наживы, мести за прошлые и настоящие поступки. По-моему, Алексей Жолобов – человек, который значительно опередил соответствующую его характеру эпоху. Для таких, как он, Россия была еще недостаточно образованна, сознательна, крепка. Стране только предстояло вступить в эпоху Просвещения, в которую мой герой вписался бы куда более органично и где присущая ему целеустремленность имела бы иные, благополучные, последствия.
– Многие сегодня твердят о потере у людей интереса к чтению. Согласен с этим мнением?
– Отчасти. Но это ведь проблема не только людей. Это проблема современной литературы, тех, кто ее создает, – авторов, издательств. Сегодня очень четко виден кризис идей в литературе. Ощущение, что все переваривают одно и то же, пытаясь переосмыслить переосмысленное. Кто-то с головой уходит в игру с текстом, с читателем, теряя границы и саму цель. Ведь настоящая литература должна прежде всего пробуждать у человека интерес к чтению, менять углы восприятия мира, развивать его. К сожалению, очень многие сегодня читают по привычке, и часто это не то, на что стоит тратить время.
Я сам читаю много и не имею предпочтений в жанрах или направлениях. Мне нравится выбирать книгу для чтения случайно. Нередко бросаю, не дочитав, понимая, что трачу время напрасно. А бывает, даю автору еще один шанс произвести впечатление, хотя, как правило, ожидания себя не оправдывают.
– Какие произведения из недавно прочитанных ты бы порекомендовал нашим читателям?
– Эти произведения нельзя отнести к новинкам. Повторяю: я не следую каким-либо предпочтениям, не слежу за модой и читаю то, что попадется под руку. Так вот из недавно прочитанных рекомендовал бы роман «Обитель» Захара Прилепина, а также книгу Салмана Рушди «Клоун Шалимар». Из писателей-фантастов занимателен Тэд Чан.
– Над чем сейчас работает писатель Денис Гербер?
– В планах закончить трилогию романов о нашей Сибирской земле. Есть сюжет, интонация, идея. Раскрывать подробности не стану, поскольку всё может в один миг измениться, как это уже случилось однажды и благодаря чему появился «Временщик». Я верю в правильность и справедливость всего, что с нами происходит и в жизни, и в творчестве. Главное – сохранить интерес и стремиться к новому.
Беседовала Валентина Нечаева