Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Нынешним летом многие ангарчане, гуляя вдоль набережной не раз с восхищением наблюдали за красивыми полетами мотопараплана. «Вот бы мне так!» – подумает кто-то и тут же отбросит бредовую идею, найдя кучу аргументов против (опасно, страшно и т. д.) Благодаря соцсетям нам удалось найти счастливчика, который позволяет себе долетать до небес. Им оказался 33-летний Алексей Верещагин – врач-психиатр с десятилетним опытом работы, многодетный отец, патриот своего города, оптимистичный и очень любознательный человек. На этой неделе он побывал в нашей редакции и ответил на интересовавшие нас вопросы.
– Алексей Сергеевич, с чего началось ваше увлечение мотопарапланеризмом?
– Всё идет из детства. Я застал то время, когда мальчишки мечтали стать летчиками-космонавтами, и сам не был исключением. Обожал смотреть за пролетающими высоко в небе самолетами и представлять себя в кабине пилота. Меня всегда интересовала техническая сторона полетов, поэтому я перелопатил кучу литературы по авиамоделизму и основам аэродинамики. Хороший и очень полезный практический опыт получил, конструируя с друзьями летательные аппараты. Никогда не забуду наш первый безмоторный планер-«схематку». Для него понадобилось всего три деревяшки и кусок целлофана. Но как же здорово он парил в воздухе, сколько восторга вызвал!..
– Ваша профессия далека от того, о чем мечтали в детстве. Что помешало связать себя с авиацией?
– Мысли об этом, конечно, были. Но я реально оценивал свои возможности и знал, что даже небольшая проблема со зрением не позволит мне стать летчиком. В итоге сделал выбор в пользу медицины, которая для меня близка, ведь мои родители врачи. Закончил Иркутский государственный медицинский университет и стал продолжателем семейной династии. Кстати моя супруга – Алёна Владимировна – тоже врач.
– Отдав предпочтение медицине, вы не отреклись от желания подняться в небо. Кто помог вам осуществить задуманное?
– Четыре года назад мы моим с другом Александром Гришиным обсуждали наши неосуществленные давние мечты и в очередной раз пришли к выводу: всё зависит только от нас. Главное – не бояться сделать первый шаг! С этого момента я начал идти к своей цели, искать в интернете подходящие варианты для новичков, желающих полетать.
На мой запрос сразу же откликнулся Александр Рудых – руководитель Иркутской областной общественной организации «Федерация спорта сверхлегкой авиации». Александр Валерьевич – мастер спорта, чемпион России в дисциплине «мотопараплан». Помимо прочего он кандидат технических наук, доцент кафедры механики и сопротивления материалов ИРНИТУ. Считаю, что мне очень повезло с таким инструктором, наставником, идейным вдохновителем. Я ему признался, что никакого «летательного» опыта у меня нет и что даже с парашютом мне ни разу не доводилось прыгать (до сих пор опасаюсь). Говорю: «Есть желание лететь снизу вверх, а не наоборот». Он меня понял.
– Алексей Сергеевич, расскажите про учебу и первый полет.
– Первым делом я узнал от Александра Валерьевича, какие дисциплины включает в себя сверхлегкая авиация. Спросите – почему мой выбор пал на мотопараплан? Потому что это наиболее доступный аппарат, для его запуска не нужно выезжать далеко, главное – найти подходящую площадку размером 10 на 10 метров. А после поймать хороший встречный ветер. Я усвоил для себя интересный факт: чтобы подняться вверх, нужно следовать против ветра. Это почти как в жизни!
Во время наземной подготовки я обучился управлять крылом – парапланом, по сути, куском прочной ткани. Было интересно видеть, как тряпочка, которая недавно безжизненно лежала на земле, вдруг от порыва ветра с хлопком превращается в огромный шатер. Я учился с помощью строп задавать направление крылу – влево, вправо. Никогда не забуду свой первый полет, проходивший на высоте всего 20-30 метров! Пока я совершал первые полкруга, Александр Валерьевич постоянно держал надо мной контроль по радиосвязи в шлемофоне. Страха, когда оторвался от земли и начал парить в воздухе, я не испытал. Конечно же, эмоции переполняли, дух захватывало, и небольшое волнение присутствовало, но спокойный голос инструктора в наушниках, его специальные знаки придавали уверенности. Крайне важно было следовать командам опытного тренера. Александр Валерьевич предупреждал: нельзя сбрасывать при взлете газ, иначе можно рухнуть на землю и переломать ноги-руки. Раз за разом я методично осваивал мотопараплан, совершал пол-оборота, круг, разворот против винта, проход над землей, маневры на низкой высоте, а после были «горки», «спирали» и т. д. Усвоив теорию и практику по максимуму, я задался целью приобрести собственный мотопараплан.
– А как ваша семья отнеслась к этому приобретению? Ведь наверняка мотопараплан стоит недешево.
– Я благодарен жене, которая не препятствует моему увлечению и с пониманием относится к моим полетам. Более того – Алёна даже сама разок пролетела на мотопараплане, правда, не одна, а доверившись инструктору Александру Рудых. Стоит это летательное хозяйство действительно немало, примерно как подержанная иномарка. Пришлось несколько лет откладывать деньги. В итоге в декабре прошлого года я приобрел крыло (параплан), а в феврале 2021-го обзавелся мотором.
– Где обкатали свою технику?
– Первые полеты на собственном параплане проходили на побережье Байкала в Култуке. То, что я испытал, сложно поддается описанию. Это настоящий фейерверк эмоций. Как только отрываешься от земли и поток воздуха поднимает мотопараплан ввысь, ты видишь огромное небо и бескрайнюю линию горизонта. После того как сбросишь газ, обзор резко меняется и перед тобой предстает совсем иная картина. Сверху все кажется таким маленьким, непривычным для глаз: люди как муравьи, машинки с фалангу пальца. И нет чувства, что ты движешься, кажется, ты замер и просто качаешься на качелях. Все земные дела уходят на второй план, слышны звуки мотора и потоки ветра, проходящие через крыло. Дыхание замирает от красоты! Покружив в небе часок, возвращаешься на землю – глиссада, снижение, благополучная посадка… Эмоции зашкаливают, и ты вновь смотришь в небо, где был всего мгновение назад. Приятное послевкусие не покидает тебя до следующего взлета, где ты заряжаешься новыми эмоциями.
– Интересно, а как выглядит наш Ангарск с высоты птичьего полета?
– Многие думают, что сверху наш город зеленый, но это не так. Парки, лесные массивы на высоте 1000 метров теряют свой сочный изумрудный окрас и выглядят серыми, а многие улицы, которые в повседневной жизни кажутся нам прямыми, на деле имеют крутые изгибы. Кстати, во время полета мне не удается точно определить те или иные городские районы – это отнюдь не просто. «Ориентируйся на церковь!» – советуют мне знакомые. Разочарую всех: сверху Свято-Троицкий собор не так заметен, да и купола его не сверкают золотом. Самым ярким и заметным объектом в Ангарске является бывший пивзавод «САН ИнБЕВ», поэтому, следуя по заданному курсу, я зачастую ориентируюсь по нему. Хочу отметить – потрясающе красиво смотрятся наши реки Китой и Ангара с их плавными изгибами. Однажды я решил взглянуть с высоты на родное садоводство «Березовая Роща» и передать своеобразный привет маме. Всегда считал, что по периметру наше СНТ закругленное, потому и не сразу нашел его. Оказалось, садоводство имеет четкие геометрические очертания, практически прямоугольник.
– Алексей Сергеевич, всего неделю назад вы испытали себя на другом летательном устройстве – планере. На какую высоту поднялись?
– Да, мне посчастливилось примерить на себя роль пилота моторного планера L-13 Blanik. Предполетная подготовка была очень серьезная, сосредоточенность максимальная. Старт состоялся после тщательной отработки техники основных режимов полета, устойчивости и управления планера, виражей с креном 30-45 градусов. Модель этого планера имеет размах крыльев 16 метров и вес около 300 кг. Будучи, по сути, курсантом, я занял место впереди, командир сидел сзади. Но ему было видно всё, что я делаю. Более того – в любой момент он мог взять управление на себя, это позволял полный дубляж системы. Конечно, планер технически гораздо сложнее мотопараплана, и, находясь в кабине, ты как будто управляешь автомобилем. Мы поднялись на высоту 1500 метров и спокойно кружили над бескрайними усть-ордынскими степями. Это круто!
При этом я отметил для себя, что кабина значительно ограничивает внешний обзор, поэтому внутри нет того, что ты чувствуешь, взмывая в небо на мотопараплане. Мое крыло с моторчиком позволяет чувствовать себя частью стихии, быть наедине с собой. Нынешнее лето выдалось таким классным, любуясь фантастически красивыми закатами, я налетал в общей сложности 30 часов.
– Дети за вами наблюдают с гордостью?
– Конечно! Вы наверное будете смеяться, но для семилетнего Ильи, пятилетних дочек-двойняшек Лизы и Жени их папа вроде Карлсона или его близкого родственника. Илюшке было 5 лет, когда, провожая меня в полет, он горько заплакал, почти как Малыш из мультика: «Возвращайся, папа!» В фантазиях моих детей я поднимаюсь высоко-высоко в небо и встречаю там Карлсона, которого, конечно же, обгоняю! У толстяка ведь есть только мотор с пропеллером, а у меня еще и шикарное крыло!
– Алексей Сергеевич, что вы скажете тем, кто мечтает о полетах, но пока не отваживается на это?
– Друзья, если в вас живёт дух свободы, авантюризма и жажда приключений, не отказывайте себе в реализации своих самых смелых желаний. Хотите летать – летайте, получайте кайф от этого, побудьте наедине со своими мыслями, избавьтесь от того, что тревожило на земле! Я же охотно поделюсь своим практическим опытом. Если постараетесь, то вы обязательно обнимете небо.
Пользователям Инстаграма сообщаем адрес аккаунтов Алексея Верещагина: @dr.vereshagin, и Александра Рудых: @avrudykh.