Зачастую между детьми и подростками формируются отношения, внешне очень напоминающие дружбу, но на самом деле таковой не являющиеся. Происходит такое, когда один ребенок, унижая достоинство другого и настраивая против него окружающих, время от времени всё же становится милым и добрым к тому, над кем только что издевался.
… Катя и Лена – ученицы шестого класса одной из ангарских школ (имена девочек по этическим соображениям изменены). До того как их отношения не достигли критической точки, они много времени проводили вместе: по утрам шли в школу, после уроков возвращались домой, сидели за одной партой, часто созванивались. Казалось бы, всё хорошо, если бы не некоторые подробности их так называемой дружбы.
Как-то в выходной день Лена позвонила Кате и приказным тоном сказала, чтобы та взяла у своей мамы из кошелька тысячу рублей и вышла на улицу, к магазину, где она будет ее ждать.
В магазине Лена купила всяких вкусняшек (так она это называла), а потом во дворе раздала их детям, при этом девочка вела себя так, будто это она щедрая хозяйка всего купленного. Катя просто стояла рядом – права голоса ей не давали.
По возвращении домой Катя, которая раньше ничего без спроса не брала, была вынуждена объяснять маме, куда делись деньги. А после с трудом уговорила своих родителей не звонить родителям Лены для объяснения поведения их дочери.
Через несколько дней Лена в очередной раз позвонила Кате и предложила погулять. Несмотря на поздний час, девочка вышла на улицу, более получаса прождала там подругу, но та так и не вышла. На следующий день в школе Лена вела себя как ни в чем не бывало, еще и посмеялась над Катей: «Я же пошутила! Ты что – шуток не понимаешь? Кто так поздно гуляет?!» Хотя вечером она говорила об этом вполне серьезно.
Подобных случаев было немало. Мама Кати предупреждала дочь: «Не дружи с Леной, ты же видишь – она тебя ни во что не ставит». Но скромной, покладистой и уравновешенной девочке было практически невозможно противостоять напористой, агрессивной Лене, тем более что та после конфликтных ситуаций сама ей звонила, иногда просила прощения, была обходительной… До следующего раза.
Чаша терпения мамы Кати переполнилась, когда Лена разместила в популярных социальных сетях фото ее дочери с оскорбительными комментариями. Кате о фото рассказали одноклассники, мнения которых разделились: одни посмеялись над ней, другие искренне посочувствовали.
Для Кати происходящее стало шоком. Она очень переживала из-за своих фотографий, где выглядела посмешищем, горько плакала, не хотела идти в школу. В итоге, узнав о случившемся, классный руководитель провела беседу с детьми о необходимости уважительного отношения к людям вообще и одноклассникам в частности. Ситуация была урегулирована. Лена публично попросила прощения у Кати и клятвенно пообещала изменить свое отношение к ней.
Сдержит ли она свое слово – покажет время, а пока девочки почти не общаются. От былой «дружбы» не осталось и следа...
• • •
В настоящее время для определения подобных отношений существует специальный термин – буллинг. Им называют агрессию одних детей по отношению к другим, которая проявляется чаще всего в форме психологического насилия: словесной травли (унижений, оскорблений, злых подшучиваний, насмешек, сарказма и др.), распространения слухов и сплетен, бойкотов, явного игнорирования и так далее.
Жертвой буллинга может стать любой ребенок: хорошо или плохо учащийся, чем-то отличающийся от остальных или точно такой же. Буллер (агрессор) всегда найдет причину для негативных проявлений к человеку, которого он выбрал для травли, причем иногда по понятным только ему одному причинам.
В основном буллерами становятся дети, у которых есть проблемы в семейных взаимоотношениях. Лена, например, не раз говорила: «Опоздаю из школы – мама меня убьет! Получу тройку – накажут. Не позвоню вовремя – родители телефон вообще отберут». И так далее.
Если ребенка унижают в первую очередь в семье, не считаются с его потребностями и мнением, проявляют к нему излишнюю строгость, не интересуются эмоциональным состоянием, не учитывают возрастные особенности, то в нем (ребенке) копится напряжение, а после или параллельно с ним – злость. Родителям эту злость показывать непозволительно, но жить с ней чрезвычайно сложно, поэтому ребенок ищет объект, на который можно относительно безопасно для себя направить весь скопившийся негатив. Так или примерно так формируется характер буллера.
Психологические травмы, полученные при буллинге, могут остаться с человеком на всю жизнь, независимо от того, кем он был в этом процессе: жертвой, мучителем или просто наблюдателем.
Для жертвы это формирование чувства собственной неполноценности: «Если со мной так поступают, значит, именно этого я заслуживаю». А для организатора травли – ощущение власти, уверенности, что с помощью агрессии и унижения другого человека можно стать выше остальных.
Со временем, уже в более взрослой жизни, «мучитель» поймет на собственном опыте, что при изменении жизненных ситуаций он сам может оказаться жертвой, тем более что в семье когда-то эта роль была для него привычной.
Наблюдатели (в данном случае одноклассники) не остаются в стороне. Одни из них принимают участие в буллинге из страха оказаться на месте жертвы. Другие пытаются восстановить справедливость, но далеко не всегда им это удается. В результате возникают сомнения: «Стоит ли бороться за жертву, если она сама позволяет так с собой обращаться? И вообще – не безопаснее ли жить по принципу «моя хата с краю»?» В стороне не остается никто, так или иначе буллинг воздействует на каждого!
По продолжительности во времени буллинг может быть самым разным. Многое зависит от роли взрослых, свидетелей данного процесса. Родители должны быть внимательны к состоянию и настроениям детей. Если у ребенка повысилась тревожность, он не хочет идти в школу, часто плачет, жалуется на одноклассников или, наоборот, подчеркнуто молчит о них, находится в подавленном состоянии, при этом говорит, что его никто не любит и у него нет друзей, высказывает суицидальные мысли, взрослым обязательно нужно обратить на эти изменения пристальное внимание.
Нужно постараться вызвать ребенка на откровенный разговор – одному ему с травлей не справиться. Советы типа «не дружи с ним или с ними» не помогут. Необходимо, чтобы дети чувствовали поддержку со стороны взрослых, чтобы они не опасались рассказывать им о своих переживаниях, не боялись негативных оценок со стороны близких. Только вместе разбирая конкретные ситуации и способы действия в подобных случаях, взрослые могут помочь детям выбрать правильное поведение. Если такая поддержка не помогает, родителям стоит поговорить с классным руководителем, вместе подумать, как помочь детям разобраться в том, что происходит, и привести отношения в норму.
Классный руководитель лучше знает обстановку в классе: кто есть кто и кто какое место занимает в подростковой иерархии. Возможно, ситуация разрешится с помощью одного разговора с обеими сторонами, а может, будет необходима более углубленная работа с классом с привлечением других педагогов и психолога.
В любом случае взрослые не должны закрывать глаза на происходящее, делать вид, что ничего особенного не происходит и что всё само собой решится. Детские травмы могут не только остаться в памяти человека на всю жизнь, но и повлиять на его судьбу.
Не все конфликты, возникающие между детьми и подростками, можно причислить к буллингу. Дети ссорятся, мирятся, разочаровываются в прежних друзьях, заводят новых, и к травле это может не иметь никакого отношения. Однако бывает и по-другому. Об этом мы сегодня вам рассказали.
Круглосуточная бесплатная помощь психолога: 086, 8(3955) 564-986.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала ИО ПНД