Последние двадцать лет в городе не раз поднимался вопрос о плачевном положении дел в МУП «Ангарский трамвай». Ситуацию на предприятии наглядно характеризует тот факт, что за 11 лет здесь сменилось 14 руководителей (в настоящее время директором является депутат Думы АГО, избранный по одномандатному округу №7, Роман Лотоцкий, назначение которого случилось этой осенью и прошло максимально незаметно). Но ни чехарда с назначением новых директоров, ни оптимизация (читай – сокращение) маршрутов не помогают транспортному предприятию выйти на самоокупаемость. «Ангарский трамвай» является планово убыточным и поддерживает свою деятельность только за счет бюджетных дотаций. И это очень странно. Потому что, не имея ни одного муниципального автобусного предприятия, администрация должна быть заинтересована в развитии электротранспортного МУПа.
Помнится, когда наша газета писала о разборе рельсов и демонтаже опор по маршруту №5, в мэрии указали, что это делается в рамках оптимизации экономической деятельности предприятия и вырученные деньги пойдут на развитие «Ангарского трамвая». Но в итоге они пошли куда-то в другое место. А эти факты стали основанием для возбуждения уголовного дела, и тогдашний директор муниципального предприятия Бажанов получил за свои действия реальный срок (мы подробно рассказывали об этом судебном процессе). Некоторое время спустя в администрации предприняли попытку сократить протяженность трамвайных маршрутов, выходящих за пределы города и следующих до ТЭЦ. Но возмущенные горожане отстояли востребованные «рабочие» маршруты.
Очередной повод поговорить о состоянии дел в «Ангарском трамвае» возник при обсуждении муниципального бюджета на следующий год. Как раз сейчас депутаты местной Думы ведут работу по его верстке. Работа достаточно напряженная, обсуждению подвергается каждая статья расходов, поправки были внесены во все 15 муниципальных программ. И потому, когда на одном из заседаний был поднят вопрос предоставления субсидии в размере 18 миллионов рублей МУП АГО «Ангарский трамвай», это вызвало оживленную дискуссию. Присутствующим пояснили, что это вынужденная мера. Средства необходимы для того, чтобы обеспечить выход «Ангарского трамвая» из банкротства, для погашения задолженности за потребленную электроэнергию и по заработной плате сотрудникам, а также для обеспечения движения общественного электротранспорта в штатном режиме.
Вопросов по эффективному управлению этим крайне важным для города предприятием очень много. И первый из них таков: почему в текущим году у «Ангарского трамвая» нет никакого дохода от неосновной деятельности ? Ведь имеет же возможность МУП получать прибыль от сдачи в аренду своих площадей и оборудования. Свое мнение на этот счет есть у депутата Андрея Болгова, и его он высказал на рабочем заседании Думы АГО.
Приведем его в кратком изложении: «Каждый год «Ангарский трамвай» несет убытки на десятки миллионов рублей, которые почему-то уходят в руки частной фирмы. Десять лет назад, в 2011 году, МУП «Ангарский трамвай» заключает договор №200-А/2011-Ю на аренду контактной сети (трамвайные опоры) с ООО «Радий» (ИНН 3801098804, в дальнейшем переименовано в ООО «Магна»). По этому договору МУП «Ангарский трамвай» предоставляет «Магне» в пользование все трамвайные столбы (опоры) за 2 394 249 рублей в год (!). Зачем брать в аренду опоры? Всё просто – для сдачи в субаренду операторам сотовой связи, интернет-провайдерам и телесетям для крепления оптоволоконного кабеля связи. Таких компаний у нас в городе не менее семи: МТС, «Теле-2», «Билайн», «Мегафон»,
«Р-телеком» (Дом.ру), местами ТТК и «Ростелеком». «Магна» начинает сдавать связистам поштучно (!) каждую опору. Проведём примерный расчёт. Опор в Ангарске около 700. На данный момент сумма аренды за одну опору составляет 330 рублей в месяц. С учётом НДС это около 400 рублей в месяц. Значит 4800 рублей в год за опору. Умножаем на 700 опор и на 7 операторов связи.
Получаем, что примерно 23,5 миллиона рублей в год может зарабатывать ООО «Магна» на сдаче опор в субаренду. А «Ангарскому трамваю» платит всего 2,3 миллиона. Что же мешает «Ангарскому трамваю» заключать прямые договоры аренды мест на опорах с провайдерами и операторами связи? Чтобы пополнять свой бюджет, а не бюджет частного посредника?
В 2015 году очередной руководитель «Ангарского трамвая» попытался в судебном порядке расторгнуть договор с «Радием» (дело в арбитражном суде №А19-18214/2015). Первую инстанцию «Ангарский трамвай» проиграл и подал апелляцию. А дальше директору сжигают машину и увольняют. Приходит другой директор и тут же отзывает апелляционную жалобу. На этом основании суд прекращает дело. И всё продолжается по старой схеме.
В 2019 году очередной директор совместно с юристами администрации АГО нашел-таки зацепку для расторжения договора с «Радием». И в конце 2019-го суд вынес решение в пользу «Ангарского трамвая». Казалось бы, поток денег от аренды опор должен потечь в нужное муниципальное русло. Но провайдеры говорят, что часть опор они действительно арендуют напрямую у трамвайного предприятия, а часть – по- прежнему у «Магны»/«Радия». Однако в представленном 16 ноября 2021 года в Думу отчете о финансовой деятельности «Ангарского трамвая» за 9 месяцев 2021 года в графе «Выручка от продажи прочих услуг» стоят нули. Почему? Вопрос пока без ответа».
На заседании Думы 16 ноября депутаты активно обсуждали будущее «Ангарского трамвая». В итоге Дума приняла решение о создании депутатской комиссии по проверке деятельности МУП. Также планируется привлечь независимую аудиторскую компанию и контрольно-счетную палату АГО.
Что же касается формирования бюджета на 2022 год, то среди приоритетных направлений расходования средств, как и в прежние годы, остаются образование, социальная поддержка населения, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и спорт. В казне предусматриваются средства на софинансирование мероприятий трех национальных проектов, реализация которых будет осуществляться с участием федеральных и областных средств: это «Безопасные качественные дороги» (региональный проект «Дорожная сеть»), «Жилье и городская среда» (региональные проекты «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Формирование комфортной городской среды», «Жилье») и «Образование» (регпроект «Успех каждого ребенка»).
Также учтены средства местного бюджета, необходимые на обновление объектов муниципальной собственности. Это продолжение капитального ремонта бассейна «Ангара», экспертиза проекта на ремонт спортшколы «Ермак», проектирование ремонта спортивного зала и вспомогательных помещений Мегетской общеобразовательной школы, ремонт объектов муниципального жилого фонда в Савватеевке.
В 2022 году средства также будут направлены на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, реконструкцию очистных сооружений в Савватеевке, строительство улицы Прибрежной на участке от Алешина до Космонавтов и второй полосы улицы Социалистической (от Коминтерна до Декабристов). Заложена оплата за выполнение инженерных изысканий и разработку проекта строительства школы искусств в Мегете.
Доходная часть на 2022 год прогнозируется в сумме 6 млрд 364 млн рублей, что на 896 млн рублей ниже ожидаемого в 2021 году поступления. Как отметил мэр Сергей Петров во время интервью журналистам, бюджет 2022 года будет очень тяжелым: «На 60% казна формируется из доли подоходного налога, который поступает в местный бюджет. Значительную часть составляет налог на имущество – это земельный налог от предприятий, которые занимают большие площади в черте города. Также прибавляется налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. В общей сложности собственные доходы составляют 2 млрд рублей, а мобилизует Ангарский округ 41 млрд рублей».
Также снижению налоговой базы способствовала переоценка кадастровой стоимости земли: многие крупные предприятия воспользовались предоставленной законом возможностью и оспорили стоимость. Итог – значительное снижение поступлений от градообразующих предприятий. Например, уже два года из местного бюджета идет возмещение излишне уплаченного налога АО «Ангарская нефтехимическая компания». По этому же пути пошли арендаторы и собственники земельных участков, расположенных на территории Ангарского округа: ПАО «Иркутскэнерго», ООО «Байкальская энергетическая компания», АО «Ангарский цементно-горный комбинат», ООО «Ангарский азотно-туковый завод», АО «Каравай», АО «Саянскхимпласт», АО «Ангарский электролизный химический комбинат».