Есть такое выражение: мы не такие богатые, чтобы покупать дешёвые вещи. Смысл такой: дешёвая, плохого качества вещь быстро придёт в негодность и придётся тратиться на нее снова. Лучше взять сразу хорошую, но более дорогую. Это философия состоятельных людей. Ну а обыватели в основной своей массе, к сожалению, менее расчётливы и разумны. Они берут кредиты и на дорогие, и на дешёвые вещи, не задумываясь о невыгодности таких решений. Случается и так, что займы переживают своих плательщиков, и тогда бремя расплаты по долгам ложится на плечи наследников…
В октябре 2016 года
45-летний Владимир Трубников оформил в банке кредитную карту с лимитом в 118 тысяч рублей. Такими кредитками сейчас пользуются многие – ей можно расплачиваться в магазинах за любые покупки, главное – до определенной даты пополнять ее минимальным платежом. Проблема в том, что минимальный платеж покрывает не основной долг по карте, а банковские проценты за пользование кредитом, а они в данном случае были немаленькие – 26 процентов. В случае просроченности платежей процент неустойки возрастает до 36 процентов. Но в момент подписания кредитного договора так не хочется думать о возможных негативных последствиях! Вот и Владимир Трубников не думал – семье со средним достатком карточка с возможностью покупок на 118 тысяч рублей казалась способом исполнения многих желаний. Впрочем, потом его жена скажет, что вообще не знала ни о какой кредитной карте мужа. Но такие «признания» недорого стоят в суде. А вышло вот что…
В феврале 2018 года Владимир Трубников скоропостижно умирает. Без кормильца остается семья с двумя несовершеннолетними детьми. Не знавшая о кредитной карте или не сведующая, что в таком случае нужно делать, вдова Владимира не обращается в банк, чтобы закрыть кредит мужа в связи с его смертью. В итоге на октябрь 2020 года по кредитной карте на его имя числится задолженность более 150 тысяч рублей. И банк обращается в суд с иском о принудительном взыскании долга. И вот тогда обнаруживается факт смерти кредитора. Однако это не избавляет его семью от долговых обязательств. Из реестра наследственных дел выясняется, что наследниками умершего Трубникова стали его несовершеннолетние дети, которым достались доли в квартире после смерти родителей. Да, банк предъявил иск сиротам. По недоброму стечению обстоятельств, летом 2020 года ушла из жизни и вдова Владимира. Опеку над осиротевшими детьми оформила дальняя родственница семьи.
Можно ли в таком случае не платить долг умершего отца? К сожалению, нет. В соответствии со статьей 1175 ГК РФ, наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. В данном случае речь шла о единственном жилье семьи – дети унаследовали доли в квартире. А вместе с ними – и долговые обязательства отца, который в далеком 2016 году оформил в банке кредитку. А вот от страховки Владимир Трубников тогда отказался зря – она смогла бы покрыть большую часть долга. Но, увы... В итоге опекуну детей не удалось освободить их от долговых обязательств. Суд удовлетворил исковые требования банка к несовершеннолетним детям Трубникова и постановил взыскать с них солидарно 157 тысяч рублей в пользу истца. Что покупал Владимир по той злосчастной кредитке – никто из его наследников не знает. Но погашать долг будут еще несколько лет со всех нынешних и будущих доходов.