Общеизвестно, что мозг человека нуждается в постоянной тренировке, чтобы качество мыслительной деятельности с годами оставалось на хорошем уровне. Но если в школьные годы процесс этой самой тренировки происходит в массовом порядке под наблюдением и при участии родителей и педагогов, то в самостоятельной жизни каждый тренирует себя так, как считает нужным. Или вообще не озадачивается этим вопросом. Тем более что современная действительность предлагает большой арсенал возможностей, чтобы жить «не напрягаясь». Например, для операций с цифрами есть калькуляторы; при необходимости получения практически любой информации достаточно набрать несколько слов в поисковике интернета; даже открытку и ту подписывать не надо, ломая голову над текстом: поздравления на любой вкус уже готовы.
Так что простора для (подчеркнем) спонтанной мыслительной деятельности у человека в повседневной жизни не так уж много.
Елена Ермакова – медицинский психолог диспансерного отделения Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера – провела интересное и в чем-то парадоксальное по своим результатам исследование под названием «Сравнительный анализ способности представителей разных поколений к выполнению в уме вычислительных действий». Мы побеседовали с ней об этом.
– Елена Александровна, почему выбрана именно такая тема?
– Еще Михаил Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». У натренированного в математическом плане человека в целом лучше внимание, память, мышление. Способность хорошо считать в уме и быстро реагировать на предложенную задачу, осознавая способы ее решения, тоже является показателем успешной мыслительной деятельности.
В течение 10 лет я вместе с моими коллегами, медицинскими психологами нашего отделения, проводя диагностику процессов внимания среди водителей-профессионалов, выявила следующую закономерность: люди старшего поколения (50-60-х годов рождения) справляются с выполнением вычислительных действий в уме лучше, чем, условно говоря, их внуки. Поначалу нам это показалось парадоксальным, но со временем увидели в происходящим определённую закономерность.
– В чем парадоксальность?
– Традиционно считается, что с годами происходит постепенное снижение уровня развития внимания, памяти, мышления, мыслительные функции мозга «стареют». Вопреки данному представлению мы наблюдаем, что скорость и точность выполнения в уме арифметических действий у старшего поколения выше, чем у молодых. Не буду приводить все полученные результаты, но, например, около 50% испытуемых
50-60-х годов рождения, за отведенные 20 секунд времени были способны уложиться в норму – решить 12 и больше примеров. А среди представителей
90-х годов рождения таких уже 39%. При этом всего 12% тех же испытуемых
50-х годов рождения допускали превышающее норму количество ошибок, в то время как у испытуемых 70-х годов рождения оно составляет 22%, 80-х годов рождения – 28%, а среди испытуемых 90-х годов рождения таких – 32%. В целом, по результатам исследования просматривается снижение скорости и эффективности выполнения арифметических действий.
– Сколько человек приняло участие в эксперименте?
– 500 человек мужского пола в возрасте от 25 до 70 лет, все они имели образование не ниже среднего. Участники были разделены на пять групп по годам рождения: от 50-х до 90-х годов
ХХ века по 100 человек в каждой.
Для изучения способности к выполнению в уме простых арифметических действий нами применялась методика «Счет по Крепелину», в которой необходимо за отведенное время решить как можно больше простых математических примеров. В частности, изучались количественные показатели выявленных результатов – скорость и точность вычислений.
– Елена Александровна, несколько слов о возможных причинах такого результата вашего исследования.
– По сути, наше исследование подтвердило то, о чем говорилось в начале статьи: мир современных технологий постепенно вытесняет, а в чем-то уже вытеснил процессы, которые раньше казались естественными для любого человека – посчитать в уме, быстро самостоятельно вспомнить нужную информацию, сориентироваться в заданной новой для себя теме, не обращаясь к интернету, и так далее.
– Можно сказать, что год от года человек всё более и более утрачивает навыки самостоятельной мыслительной деятельности?
– Скорее всего, не стоит говорить так категорично, однако очевидно, что некоторые функции мозга, становясь менее востребованными, постепенно утрачиваются. Без определенных постоянных тренировок мозг теряет часть своих возможностей. Кстати, именно устный счет – один из показателей уровня развития мыслительной деятельности человека.
И дело здесь не только в умении складывать, умножать, вычитать и делить числа между собой. Устный счет помогает планировать семейный бюджет, совершать более выгодные покупки, считать проценты по кредиту и переплату и так далее.
И это только малая часть повседневных ситуаций, в которых одним калькулятором не обойтись, ведь не гаджет принимает решение, а сам человек. Использование же всевозможных устройств минимизирует мыслительные процессы и снижает их эффективность.
– То есть, как и у многого в нашей жизни, у технического прогресса есть оборотная сторона?
– Это так. Поэтому в эпоху развития технического прогресса не стоит забывать о том, что мозги необходимо тренировать и необходимо везде, где это возможно, обходиться без дополнительных приспособлений. Для нормального качества жизни мозг должен трудиться. Что хорошо для тела, хорошо и для мозга: чтобы оставаться здоровым и активным, мозгу, как и телу, необходимы регулярные тренировки.
– Какие рекомендации можете предложить нашим читателям?
– При организации любой деятельности очень важен позитивный настрой на нее. Доказано, что постоянное пребывание в стрессовом состоянии снижает эффективность и быстроту мышления. Сложно думать быстро и с ходу дать правильный ответ на вопрос, если вы боитесь или тревожитесь: ваше тело зажато, кровообращение ухудшается, голова работает плохо – к тому же вы заранее подсознательно обрекаете себя на неудачи. Обратите внимание на выражение своего лица, осанку, мимику, жесты: они тоже отражаются на скорости мысли. Если вы чаще всего ходите с потерянным, уставшим видом, ваши мысли также будут заторможены. Попробуйте оживить мимику, использовать более энергичные жесты и движения – и вы почувствуете разницу.
Разберитесь, что и почему является причиной вашего страха или постоянного напряжения. Чтобы перестроиться и начать мыслить иначе, почитайте специальную литературу или обратитесь за помощью к специалисту. Если вы устраните сковывающий страх и разберетесь с гнетущими вас проблемами, это не только поможет быстро думать, но и облегчит жизнь в целом. Кстати, для улучшения общего состояния и мыслительной деятельности важно высыпаться (средняя норма 7-8 часов в сутки).
– А конкретно для тренировки мышления?
– Разберем на простом примере. Если просто плести фенечки одного вида из мелкого бисера, то это станет навыком и не будет способствовать развитию мыслительной деятельности. А вот если осваивать разные техники плетения, то будут создаваться новые нейронные связи в мозгу, а это как раз развивает мышление.
Для достижения нашей цели более полезна не любая активность, а та, которая требует осознанного моторного планирования, то есть для развития мышления нужно постоянно стремиться к выполнению непривычных, новых действий.
Каких именно действий – человек выбирает сам, но желательно – от простого к сложному, от освоенного и привычного к неизвестному, еще более интересному и разнообразному. Хотите дольше оставаться в трезвом уме – трудитесь!
При этом старайтесь как можно меньше обращаться к гаджетам, больше полагайтесь на возможности собственной памяти, личный опыт и мышление, которое можно развивать бесконечно.
Круглосуточная бесплатная помощь психолога: 086, 8(3955) 564-986.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала Иркутского областного психоневрологического диспансера