От редакции: 88-летний Михаил Пыжьянов – постоянный читатель и друг газеты «Свеча». Мы уже рассказывали, что Михаил Григорьевич ведет активный образ жизни, прекрасно водит автомобиль, следит за всем происходящим в Ангарске. Он искренне переживает и радуется за город, в котором живет много лет. Период самоизоляции Михаил Григорьевич использует для написания интересных историй, сюжеты для которых он берет из своей жизни. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из них.
Собрались мы однажды в гараже у одного приятеля компанией – когда-то работали вместе в одном автомобильном парке. Все уже в почтенном возрасте, пенсионеры. Собрались, чтобы выпить по рюмочке водки и вспомнить молодость, потолковать о прожитых годах. Сидим уж с полчаса, выпиваем молча, курим да вздыхаем, каждый из нас о чем-то своем вспоминает. А разговора настоящего пока не получается. Но вот один из мужиков, заядлый спорщик, острослов неугомонный, спрашивает сидящих: «Скажите, друзья, признайтесь, да только честно: просто ли так – от годов преклонных или каких переживаний – белыми стали вы, будто снегом покрылись? Вот гляжу я на вас и удивляюсь: все вы работящие, мирные люди, не то что я, гуляка известный, с чего же вы-то стали седыми?!»
Кто-то из друзей заметил: «Вон Василий не так уж стар, а день ото дня седина всё гуще. Поведай нам, Василий, свою историю. Отчего ты поседел?»
«Извольте, – вставая, сказал тот, – Расскажу. Еще молодым 19-летним парнишкой по направлению военкомата прошел курс обучения в нашей школе ДОСААФ. Затем был призван в Советскую Армию. Служить направили в Афганистан водителем БТРа. Политруки внушали нам, молодым солдатам, что мы выполняем благородную миссию. И вот однажды при возвращении с очередного задания на базу нашу колонну обстреляли из минометов талибы. Один снаряд разорвался возле моего БТРа. Ударной волной машину резко развернуло, а меня оглушило. Придя в себя, вижу – крутой откос, над самой бездной колеса повисли. С трудом вылез из БТРа, ощупал себя – жив и цел, а был на волоске от смерти. Вспоминая тот миг, я в душе содрогаюсь. Погиб там, на перевале, мой земляк. Каким он был веселым, смелым! Мы с ним с детства дружили, в школу тропинкой одной ходили. А детской дружбы глубокий след в душе остается на много лет».
Вся компания в суровое молчание погрузилась, мы поднятой рюмкой память погибшего парня почтили. Ну что ж, отчего Василий наш поседел, теперь понятно нам стало. Спасибо ему за его правдивый рассказ.
«Продолжим дальше, – не унимался наш задира. – Теперь твоя очередь! – обратился он к приятелю по имени Денис. – Отчего ты поседел?!»
«Коротким будет мой рассказ. Работал я в молодости в гараже на цементном заводе, возил руду с горного карьера на стареньком самосвале ЗИЛ-555. Был обычный очередной рейс. Загрузился в карьере и возвращался в Ангарск. Погода была отвратительная: шел дождь со снегом. А дороги наши были в ту пору такие, что черт ногу сломит. И надо же было такому случиться, что на спуске (тещином языке) у машины отказали тормоза. С трудом выключил я заднюю скорость, в коробке что-то загрохотало, машину юзом стащило в кювет. Перед самым обрывом она остановилась. На мое счастье на дороге встречных машин не было, но страху я натерпелся – не дай бог кому-либо такого. Вот в тот день моя голова и покрылась сединой».
Время было позднее, пора было расходиться по домам. «Стойте, братцы! Домой торопитесь, а главное забыли, – сказал хозяин гаража. – Кто нас заставил открыть свои секреты, а сам ни слова не сказал? Это же хитрец и старый плут Андрюха. Давай, дружище, рассказывай свою байку, хотя все мы знаем, как весело ты жил, забот не зная».
«Хотите знать, отчего я поседел? – хитро рассмеялся Андрюха. – Причина была, и серьезная причина. Однажды мы с друзьями договорились поехать на рыбалку в верховья Китоя на «Ниве» одного из товарищей. И, конечно, договорились, чтобы у всех был с собой главный атрибут рыбалки (иначе клева не будет!). А во время горбачевской перестройки купить бутылку водки в Ангарске было целой проблемой. Отстояв огромную очередь в магазине, я приобрел этот атрибут. В субботу утром рано, собрав всё необходимое – снасти, продукты, – достал из буфета купленную накануне бутылку с белой головкой, поставил ее на стол, любуясь и предвкушая, как наловим рыбы, разожжем костер, сварим уху и выпьем ее, любимую. В это время раздался сигнал – это за мной заехали друзья. Схватив рюкзак, я выбежал во двор и слышу – жена кричит: «Андрюша, дорогой, бутылку-то ты взять забыл!» – и подает ее мне в распахнутое окно. И тут бутылка выскользнула из ее рук, упала наземь и разбилась вдребезги. Стоял я, чуть не плача, смотрел с ужасом на осколки. Вот с того дня голова моя и побелела».
Дослушав рассказ, наша компания дружно рассмеялась. Конечно, истинную причину хитрец Андрюха нам так и не раскрыл, но напряженную обстановку разрядил – это точно!
С уважением ваш Михаил Пыжьянов