Общественный транспорт – прежде всего безопасность пассажиров. Но в последнее время в нашей области горят трамваи и автобусы. Год назад сгорел вагон МУП «Ангарский трамвай», от огня пострадала вагоновожатая. В январе наступившего года загорелись междугородный автобус и автобус иркутского МУП «Горавтотранс».
17 января министр транспорта Иркутской области Максим Лобанов организовал в формате круглого стола встречу руководителей крупных транспортных предприятий области с начальником регионального ГИБДД Григорием Крепелем и руководителем областной службы дорожного надзора Павлом Городовенко. В этой встрече принял участие депутат Думы Ангарского городского округа, генеральный директор ангарской «Автоколонны 1948» Сергей Шарков. Обсуждался вопрос: сказывается ли возраст транспортных средств на безопасности пассажиров и дорожного движения?
Григорий Крепель сообщил, что в Иркутской области работает свыше семи тысяч единиц общественного транспорта. Возраст трети из них – больше десяти лет.
Работа на износ
Растущий возраст трамваев, автобусов и троллейбусов – это тревожная тенденция, считает депутат Сергей Шарков По его мнению, именно изношенность транспортного парка – основная причина пожаров на транспорте:
– Сегодня МУП «Ангарский трамвай» выпускает на маршруты вагоны, разрешённый срок эксплуатации которых давно истек.
А трамваи, которые приходят к нам из Москвы, тоже выработали допустимый ресурс, но почему-то эксплуатируются без гарантии безопасности для пассажиров. Такая же тревожная картина и в иркутском муниципальном трамвайном предприятии.
По мнению депутата, это свидетельство неэффективности такой формы управления, как МУП: при мощной финансовой поддержке бюджета парк техники в итоге остается изношенным, а закупленная новая техника не всегда обслуживается должным образом.
– Если в муниципальных транспортных предприятиях внедрить те методы и подходе к работе, которые используют транспортные компании Ангарского городского округа, то при нынешнем стабильном финансировании из бюджета эффективность транспортных
МУПов ощутимо возрастёт, а стоимость проезда для пассажиров заметно снизится, – заметил Сергей Шарков.
Напомним, к 2010 году муниципальный автопарк Ангарска был практически разорён, предприятие обанкрочено. На тот момент в нём насчитывалось всего семь старых автобусов и 70 работников. Автопредприятие смогли полностью восстановить исключительно за счёт частных средств, ни одного рубля из бюджета на эти цели не потрачено. Но не за горами время, когда и эти автобусы потребуется заменить, так как они исчерпают свой ресурс.
– Жителей Ангарска обслуживает не менее 300 автобусов, и в недалёкой перспективе потребуется замена этого транспорта, – сказал Сергей Шарков. – Сегодня один автобус стоит не менее
9 миллионов рублей. В настоящее время взять эти средства неоткуда – тарифы не дают возможности закладывать средства на обновление автопарка. Ангарские перевозчики вкладывают значительные средства в сохранение безопасности техники, которая перевозит пассажиров.
Есть такое мнение
Сергей Шарков обратился к участникам круглого стола:
– Прошу присутствующих принять к сведению, что общественный транспорт во всем мире и в нашей стране не создан как инструмент извлечения прибыли – он изначально убыточен. Вот, например, освещение улиц – прибыли не приносит, но без него нормальная жизнь горожан невозможна. Точно так же необходим людям и общественный транспорт. Общественный транспорт отличает от коммерческого именно его ценовая доступность для широкого круга пассажиров.
Депутат пояснил: в этой сфере есть два тарифа. Один – отраслевой, он необходим для надёжной и безопасной работы отрасли, возможности обновления автопарка. Другой – тариф для пассажира. Разницу должен определять заказчик работы пассажирских маршрутов и компенсировать её, сохраняя доступный для пассажира тариф. Именно так поступают депутаты и администрация Иркутска и Братска. Но, к сожалению, в Ангарском округе это правило не работает. Депутат подчеркнул:
– К сожалению, сегодня в Ангарске руководство муниципалитета оставило пассажиров один на один с тяжелой экономической ситуацией. Руководители органов местного самоуправления, которые долгое время не субсидируют тариф в интересах пассажиров, должны признать, что в общественном транспорте на их территории поставлена точка. А это противоречит их обязанностям в сфере организации работы пассажирского транспорта.
Александр Анисимов