В 2021 году Россия и Монголия отметили 100-летие установления дипломатических отношений. А в Ангарске родился проект «Байкал. Продолжение легенды». Он посвящен сохранению национальных культур, пропаганде народных традиций, языка, обычаев, истории этих дружественных стран.
По замыслу автора проекта, директора АНО в сфере культуры, творчества и искусства «Стимул» и генерального директора ООО «Центр внешнеэкономического развития и сотрудничества» Веры Лебедевой, российско-монгольский культурный диалог лучше всего вести с помощью театрализованных представлений и событийного туризма.
Международный просветительский проект обещает познакомить зрителей Монголии с жемчужиной Восточной Сибири – озером Байкал, а россиян – с самобытной монгольской культурой, замешенной на традициях кочевой жизни и нравах тибетского буддизма.
Поможет в этом постановка «Байкал. Продолжение легенды», в которой планируется задействовать полторы сотни артистов из этих двух стран. В основе театрализованной композиции – легенда о реках Ангаре, Селенге и Енисее, на берегах которых живут народы Восточной Сибири и Монголии.
Основной целью проекта является формирование единого культурного и образовательного пространства, сохранение многовековых духовных связей народов России и Монголии, что должно способствовать раскрытию творческого потенциала молодежи, ее приобщению к ценностям культуры двух стран.
«Байкал. Продолжение легенды» получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. И 6 января в рамках этого международного просветительского проекта на сцене ДК «Нефтехимик» состоялся арт-фестиваль «Мы вместе!».
«Нефтехимик» трудно удивить грандиозными фестивалями, но этот прошел аж в трех отделениях и занял практически целый день. Организаторам удалось собрать вместе более 30 творческих коллективов! И это только с российской стороны. Монголы поприветствовали участников по видеосвязи – пока возможен лишь такой формат общения.
Какой язык понятен представителям любой нации без переводчика? Разумеется, язык танца! Наверное, поэтому большинство ансамблей и студий, принявших участие в конкурсном отборе, служили легконогой Терпсихоре – музе танца. Причем во всех его жанрах – от бальных до современных.
Большим подарком для ангарских ценителей народной хореографии и вокала стал приезд иркутского ансамбля «Узорочье» во главе с руководителем, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Чернеговым, который входил в состав жюри.
Международный арт-фестиваль «Мы вместе», позволивший выявить лучших участников, и творческий форум «Сибирь – Монголия. Транзит традиций», в рамках которого в этот же день, 6 января, прошли мастер-классы по актерскому мастерству и хореографии и международная лаборатория по методике преподавания народных танцев и сценической обработки фольклора, стали первым этапом проекта.
Мастер-класс по сценическому народному танцу провела руководитель образцового ансамбля «Детство» и молодежной группы «Симпатия» Дворца творчества детей и молодежи Елена Шехтман, а биомеханикой Всеволода Мейерхольда с участниками фестиваля занимался руководитель народного театра «Чудак» ДК «Нефтехимик» Александр Говорин. Поучиться методике преподавания народных танцев можно было с Надеждой Гвоздевой, руководителем шоу-театра «Сибирские казаки» культурного казачьего центра Иркутской области, заместителем атамана Ангарского казачьего округа. С такими педагогами можно не сомневаться, что второй этап проекта – постановка и показ театрализованного представления «Байкал. Продолжение легенды» в столице Монголии Улан-Баторе – пройдет на ура.
Кстати, лучшими на первом этапе фестиваля стали хореографические коллективы «Багульник» и «Школьные годы» Дворца культуры «Нефтехимик», «Детство», «Симпатия» и «Серебряный фокстрот» Дворца творчества детей и молодежи, а также иркутское «Узорочье».
– Фестиваль «Мы вместе!» стал не только способом провести предварительный отбор участников, – рассказала руководитель международного проекта Президентского фонда культурных инициатив «Байкал. Продолжение легенды» Вера Лебедева, – но и хорошей школой. Артисту нужно постоянно учиться, ему нельзя вариться в собственном соку, творчество должно топиться, как печка. Далеко не каждый руководитель, хореограф может ездить на учебу в Москву и Санкт-Петербург. Однако проект дает нам возможность пригласить мастеров сюда. И хотелось бы, чтобы руководители наших коллективов использовали такие возможности по максимуму. Фестиваль показал: многим не хватает элементарной школы, сценической и общечеловеческой культуры. Руководитель коллектива должен понимать, что, как и для чего он делает, а амбиции должны выражаться на сцене профессионализмом. Изначально этот проект посвящен моим учителям – Иннокентию Толстихину, Валерию Фридману, Михаилу Бачину. Иннокентий Филаретович, основатель ансамбля сибирского танца «Багульник», учил нас, что на сцене всё должно быть безупречно, здесь нет мелочей. В Ангарске была сильнейшая хореографическая школа! Хотелось бы, чтобы профессионализм и сценическая культура передавались следующим поколениям артистов. Для этого и создавался фестиваль.