Из-за низкой культуры поведения и несоблюдения ПДД обстановка на дорогах города остается неблагоприятной. Но в автокооперативах ситуация не лучше – там тоже случаются ДТП и нешуточные разборки между водителями, которые, отстаивая свою правоту, могут пойти на многое. В итоге гаражные сообщества нередко превращаются в территории боев без правил. Кадры с видеокамеры наружного наблюдения, запечатлевшие жестокую драку между автомобилистами, больше напоминают фрагменты криминального фильма, чем события реальной жизни. Но, к сожалению, это действительно произошло в нашем городе минувшей осенью.
Эта криминальная история случилась 11 октября 2021 года в ГСК «Автомото-2». Драка между двумя водителями для одного из них закончилась госпитализацией в реанимационную палату, для другого – обвинением в тяжком преступлении. Так как следствие по этому делу еще идет, не будем называть настоящие имена участников процесса: потерпевшего назовем Константин, а подозреваемого – Максим. И роли эти распределены следствием чисто формально, потому как на видеокадрах часто не совсем понятно, кто больше нападает, а кто защищается. Итак, что же случилось в «Автомото-2»?
«В нашем автокооперативе сплошь и рядом процветает бизнес: одни используют гаражи как автомастерские, другие организовали мебельный цех, третьи майнят по-тихому. Люди крутятся как могут. Это понятно. Но почему это должно мешать другим? – говорит Максим В. – Я работаю на грузовой машине, специально для нее купил гараж в «Автомото» с высокими воротами. Но проехать к нему – всегда проблема. На подъездах всё забито припаркованными машинами, которые бросают работающие тут автомастера. Причем хочу обратить внимание: не паркуют автомобили, пока чем-то заняты в гараже, а просто оставляют на несколько дней и больше. Тут же валяются какие-то запчасти – короче, используют люди проезды как собственную территорию, не заботясь об окружающих. В итоге и без того узкие улицы ГСК заставлены с двух сторон машина-ми – и если легковушки могут пройти между ними, то мой самосвал каждый раз выписывает настоящие кульбиты, прежде чем попадает в свой гараж. Я не раз обращался к владельцу мастерской и находящегося здесь же мебельного цеха с просьбой убрать машины с доро-
ги – бесполезно. И вот накануне случившегося чуть не наехал на валявшийся на дороге бампер – его бросили ремонтники. Ну я поднял его и положил на крышу припаркованной тут уже неделю машины».
По словам Максима, это вызвало большое недовольство механиков автомастерской. Сначала ему позвонили с претензиями, а потом, когда он после работы вечером приехал в ГСК, начали предъявлять их лично. Вот как это выглядит на кадрах видеосъёмки.
Время 17.40. Возле большого гаража, который, по словам Максима, используется как мебельный цех, стоит много машин и людей. Появляется самосвал. Один из стоящих мужчин что-то говорит водителю грузовой машины через приопущенное окно салона, разговор длится се-кунд 30. Аккуратно объезжая припаркованные машины, самосвал проезжает дальше и останавливается. Водитель выходит и идет открывать свой гараж. В это время к нему подходит мужчина, до этого стоявший возле мастерской. Это и есть потерпевший Константин. Он подходит к Максиму сзади и наотмашь бьет его кулаком по лицу. Начинается драка, в какой-то момент оба мужчины скрываются за самосвалом, потом вновь появляются перед ним. К ним подходит еще один человек от автомастерской. Какое-то время он наблюдает за потасовкой, не вступая в нее. Затем видно, как Максим идет к своей машине, хватает из кабины самосвала лопату и бьет ей Константина. И тут уже на помощь товарищу спешит другой автомеханик. Он вырывает лопату из рук упавшего Максима и ею же хлещет его по голове и телу. В это время Константин что есть сил пинает лежащего противника. И, даже когда тот уже не оказывает никакого сопротивления, потерпевший (напоминаем, что мы используем расставленные следствием роли фигурантов дела) наносит удар ногами в голову Максима. Затем оба мужчины отходят от него, а водитель самосвала лежит минуты три на земле без признаков жизни. Затем он приходит в себя, с трудом встает и уходит в свой гараж.
Как пояснил Максим, он пошел за телефоном, чтобы вызвать полицию. В это время к воротам его гаража подходит Константин с металлическим прутом в руке (ну, или с чем-то, похожим на палку, – по видео сложно сказать однозначно). «Он не переступал порог гаража, стоял в дверях с арматурой, угрожал мне. Сказал, что отвесит еще мне, и я не сомневался, что так оно и будет. А потому набрал 02, объяснил ситуацию дежурному, тот спросил, вижу ли я свих обидчиков, – рассказывает Максим. – Я с телефоном в руке вышел из гаража, огляделся, не увидел никого, сказал об этом полицейскому, тот пообещал прислать экипаж и отключился. В этот момент меня опять окликнули».
Вот что запечатлела камера видеонаблюдения дальше. Максим идет к своему гаражу, вдруг останавливается, поворачивает голову в сторону припаркованной машины с бампером на крыше, из-за которой к ему выходит Константин. Понятно, что между ними происходит словесная перепалка. Константин наступает, Максим движется к своему гаражу. Мужчины сближаются, Константин поднимает руку для удара (как утверждает Максим, при этом у него в руке арматура, но на видео этого не видно!) и вдруг падает как подкошенный, а вернее – подстреленный. Потому что Максим практически в упор стреляет в него из травматического пистолета «Стример». Больше Константин уже не
встал – пуля попала ему в голову, и вызванная стрелявшим бригада «скорой помощи» увезла его в больницу на экстренную операцию.
К счастью, пострадавший выжил, хотя долго находился в тяжелом состоянии. Сейчас его здоровым человеком тоже не назовешь, но в следственных мероприятиях он принимает участие.
Максим тоже прошел медосвидетельствование: удары ногами, кулаками и лопатой не прошли бесследно. После драки у него диагностировали сотрясение головного мозга, множественные ушибы и ссадины. Сотрудники правоохранительных органов в день происшествия изъяли у него и травматический пистолет, из которого был произведён выстрел, и имеющееся на хранении ружье. На всё оружие имеются разрешительные документы. Но это вряд ли послужит смягчающим обстоятельством в рассмотрении этого дела – уж больно красноречивые кадры видеохроники подшиты к материалам.
Это видео с камеры наблюдения ГСК было выложено в соцсети и сразу же вызвало бурное обсуждение ангарчан. Споры о том, кто из участников этой разборки виноват больше и можно ли расценивать случившееся как превышение самообороны, не утихают до сих пор. Да, по закону любой человек вправе защищать от преступного нападения себя, своих близких и имущество. Но главное – во время защиты не убить и не покалечить обидчика. В таком случае на скамью подсудимых может сесть защищавшийся.
«Чтобы самооборону признали правомерной, должны выполняться определенные условия. И самое важное – соразмерность действий, – комментирует этот и подобные факты врио начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Юрий Ильенко. – Например, если вы в своей квартире застали вора и нанесли ему несколько ударов, причинив ему тяжкий вред здоровью, то с большой вероятностью ваши действия признают превышением необходимой самообороны. А вот если грабитель был вооружен ножом, то в таком случае допустимо наносить ему вред, соразмерный с тем, что угрожает вам».
В описанном случае всё не так однозначно. Участники инцидента то были вооружены, то не были, эмоции у всех били через край, удары сыпались один за другим. Можно ли в такой обстановке объективно оценить соразмерность своих действий? Да и следствие пока не ставит вопрос о правомерности необходимой самообороны. По словам Максима, ему выдвигается обвинение по части 2 статьи 111 УК РФ «Умышленное нанесение тяжких телесных повреждений с применением оружия», что карается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. К слову, по такой статье часто судят
убийц – если их жертва умирает не на месте преступления, а спустя какое-то время в больнице. Максим категорически не согласен с такой трактовкой своих действий и с помощью адвоката пытается отстоять версию, что защищался от нападения.
Пока не ясно, чем именно завершится расследование этого дела. Но совершенно очевидно, что ничем хорошим для обоих участников процесса. Гаражная перепалка из-за припаркованных машин одного молодого парня чуть не лишила жизни (и стоила ему здоровья), а для другого может обернуться судимостью. И уже не так важно, кто из них был прав в этом конфликте, от которого они могли, но не захотели уйти и в итоге пострадали оба.
Вера Инёшина