Это произведение искусства создано человеком и природой совместно. Не зря Кругобайкальскую железную дорогу называют «золотой пряжкой на стальном поясе России» и музеем под открытым небом.
Как у настоящего шедевра, ценность ее огромна: и по вложенным в строи-тельство средствам, и по важности для страны в целом, и по уникальности сооружений, и по гениальности инженерной мысли, и по количеству отданных сил и жизней.
КБЖД строилась в две очереди: в 1902-1905 и 1911-1915 годах. Миссия у нее была наиважнейшая. До 1904 года Транссибирская магистраль не имела сквозного движения от Москвы до Владивостока: путь ей преграждал Байкал. Поезда переправлялись с одного берега на другой с помощью парома-ледокола «Байкал» и ледокола «Ангара». Первый путь КБЖД от станции Мысовая до порта Байкал замкнул Транссиб в 1904-м.
Дорога активно эксплуатировалась до 1956 года, пока не был запущен новый путь от Иркутска до Слюдянки. А пос-ле строительства Иркутской ГЭС и подъема уровня воды на метр участок железнодорожного пути по левому берегу Ангары от Иркутска до порта Байкал был разобран и затоплен. Часть прежней Кругобайкалки – от Слюдянки до Мысовой – продолжает использоваться, а отрезок пути от Слюдянки до станции Байкал – сегодняшняя КБЖД – теперь является популярным туристическим маршрутом.
«Кругобайкальская железная дорога, строившаяся с огромными затратами и открытая совсем недавно, раньше назначенного срока, была последним звеном Транссиба. Прежде эшелоны выстраивались в огромные очереди у байкальской паромной переправы, теперь же трасса запульсировала с утроенной скоростью», – пишет в романе «Алмазная колесница», посвященном японским приключениям сыщика Эраста Фандорина накануне Русско-японской войны, Борис Акунин.
Цитата здесь неспроста. Много лет Кругобайкалка жила в моей голове как мечта, как цель, поэтому и в книгах легко находились нужные строки. Когда-то меня привез сюда будущий муж. Тогда мы с палаткой и рюкзаками дошли до Старой Ангасолки. Позже наши жизненные пути разошлись, но на эту байкальскую железную дорогу мне всегда хотелось вернуться – и пройти по ней дальше.
Поэтому я без колебаний воспользовалась возможностью проехать по КБЖД в погожий субботний день 5 февраля на экскурсионном дизель-поезде РА2. Его еще называют «рельсовым автобусом», а сами организаторы экскурсионных туров ласково зовут «наша РАша». Итак, кофе в термосе и сухой паек с собой в рюкзаке, термобелье, пуховик, теплая шапка, толстые варежки, любимые расписные валенки (погода на Байкале непредсказуема) – и вперед!
Впереди у меня были десять часов в поезде, 38 тоннелей, более 350 мостов и виадуков, 220 каменных подпорных стенок, остановки в самых интересных местах, толковая интересная экскурсия, потом 20-минутная водная переправа на корабле и полтора часа на автобусе до Иркутска.
При этом расстояние от Слюдянки до порта Байкал сравнительно небольшое – 94 километра. Но участок сложный, неэлектрифицированный, не каждый поезд подходит для такого путешествия. И даже «рельсовый автобус» продвигается по КБЖД с минимальной скоростью четыре километра в час, позволяя себе разгоняться лишь в длинных тоннелях.
Когда-то здесь один за другим курсировали поезда. Побережье было подчинено и освоено. Сегодня в поселках и остановочных пунктах, где жили сотни людей, где были построены церкви, школы и даже ремесленные училища, осталось по несколько домов, частью разрушенных, и еще меньше жителей. Но жизнь здесь кипит – своя, природная, байкальская. И человек теперь подстраивается под нее.
Впрочем, и во времена строительства Кругобайкалки инженеры старались по возможности «вписать» свое произведение искусства в природный ландшафт. Стальной пояс железной дороги изящно огибает береговую линию, а подпорно-одевающие стенки сливаются со скалой и перерастают в нее. Как у великого испанского архитектора Антонио Гауди – байкальская Саграда Фамилия какая-то!
Уже дома, найдя в интернете фотографии тоннелей и галерей, сделанные с воды, я поняла, что во время остановок экскурсионного поезда порой у нас под ногами были не скальные выступы, а искусственно созданные стенки. Еще и невероятно эстетичные – выложенные аккуратными кирпичами и снабженные арками. Выглядит это великолепно, но сделано для экономии строительного материала.
Подпорные стенки, кстати, различаются. Ровные ряды прямоугольных каменных кирпичей характерны для первой очереди строительства. Стены, возведенные в 1911 году и позже, имеют мозаичную структуру с обильным применением раствора и гладкую поверхность.
Особенно заметно это возле Итальянской арочной стенки, на 102 километре КБЖД, которую, кстати, строил итальянец Донателло – тот самый, что позже открыл в Иркутске иллюзион (кинотеатр). Таких стенок изначально было три, но сохранилась только эта. Возле Итальянской стенки, кстати, расположена самая длинная галерея.
Экскурсовод Надежда рассказала, чем отличается тоннель от галереи. Первый проходит сквозь гору, вторая примыкает к ней с одной стороны и служит для защиты железнодорожного полотна от обвалов. Никогда об этом не задумывалась, а вот среди экскурсантов нашлись знающие люди.
Между прочим, эта экскурсия собрала участников с разных концов России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска и даже с Камчатки! И те, к стыду ангарчан-иркутян-шелеховчан, с ходу отвечали на вопросы экскурсовода. Сочли своим долгом подготовиться, а мы – нет…
Интересно было наблюдать, как мужчина из Питера снимал на видео буквально каждый метр пути, когда Байкал еще даже еще не показался в окнах.
Восхитила четверка туристов из Петропавловска-Камчатского. Активные и позитивные пенсионеры решили побывать на Байкале. Пожилая семейная пара и две их подруги посвятили «жемчужине Сибири» несколько дней. Сначала они съездили в Листвянку, посмотрели на артистов с ластами в нерпинарии. И, вероятно, именно с этого дня с ними путешествует кукла в бурятской национальной одежде. Затем они покатались на горных лыжах в Байкальске. Третий день посвятили Кругобайкальской железной дороге, а далее планировали поехать на Ольхон.
В Иркутске мы с ними распрощались, но от этой встречи остались очень теплые чувства. Наверное, только по-настоящему счастливые, умеющие ценить жизнь люди могут позволить себе жить на полную катушку в пенсионном возрасте, не отказывая себе в здоровых эмоциях и новых впечатлениях!
Впечатлений КБЖД в любое время года дарит массу. Со стороны горы – потрясающие виды, подпорные стенки и бесконечные тоннели, общая длина которых составляет десять километров.
С другой стороны – Байкал, неповторимый в своем зимнем уборе. Ледяные торосы, снежное поле до горизонта и четкий двойной контур хребтов Хамар-Дабана: синий снизу и бело-голубой сверху. Летом такого не увидишь.
Одной из остановок был туннель Киркирей длиной 636 метров, самый сложный при строительстве, которое сопровождалось постоянными обвалами. Рабочим пришлось сражаться не только со скалами, но и с одноименным ручьем, который никак не желал смиряться с отведением русла в железобетонный желоб. Он до сих пор прорывается сквозь стены туннеля и застывает ледяными наростами. Здесь произошла долгожданная смычка пути с двух сторон – култукской и иркутской. «Золотой костыль» 13 сентября 1904 года лично вбил министр путей и сообщений Российской империи князь Михаил Хилков.
Еще одна значимая остановка – самый длинный на КБЖД Половинный туннель (778 метров), проходящий сквозь мыс Половинный на 110 километре пути. На станции Половинная на вечную стоянку установлен паровоз-памятник Еа-3070 «Американка», полученный в конце Великой Отечественной войны по ленд-лизу и сполна свое отработавший. Под ним оставлены рельсы первой очереди, на остальном пути в основном разобранные.
Из Половинного почему-то дохнуло жутью, хотя именно в этом, самом прямом туннеле можно увидеть свет в конце пути. В истории Кругобайкалки есть, конечно, и страшные страницы. Об одной из них рассказывает табличка в тоннеле №37 под названием «Большая упорная губа»: «Остановись, путник… Здесь 6.03.1946 года произошло страшное крушение, связанное с нарушением правил техники безопасности. В 21.15 в этом тоннеле при столкновении воинского эшелона №51 и грузового поезда №961 произошел пожар. Учитывая сильную тягу, сгорело 12 вагонов и паровоз. В воинском эшелоне ехали на Урал с Дальнего Востока демобилизованные солдаты. Заживо сгорели 45 человек. Умерло от ожогов 29 человек. Пожар был такой силы, что обвалилась облицовка, а отдельные камни оплавились в стекло. Да покоятся они в мире»…
В общем, во время экскурсии удалось ощущить полный спектр эмоций: от восторга до скорби. Путешествие заняло весь день и оставило после себя огромное количество впечатлений. Но не избавило от желания приехать сюда снова! Теперь летом и осенью.
КБЖД не просто памятник чудесам инженерной мысли и рабочим рукам строителей начала ХХ века. Строили действительно на совесть и на века: практически все сооружения до сих пор находятся в рабочем состоянии! Кругобайкалка – это прежде всего волшебник Байкал с его неповторимой красотой и энергетикой.
А еще этот путь может стать прологом к полноценной литературной экскурсии: ведь он приводит в порт Байкал, который часто называют Байкальским Переделкином – за то, что здесь живут и вдохновляются Байкалом многие известные иркутские литераторы и художники. Но это уже совсем другая история...
Олеся Павлюченко
Фото автора