Сегодня все образованные люди мира хотя бы на миг, но вспомнят об этом великом человеке. Его короткая и насыщенная жизнь была посвящена России, и наш святой долг – ценить и приумножать то, что он создал для нас. А что мы сегодня делаем для того, чтобы его бессмертные творения – в число которых, по сути, входит и наш с вами русский язык – продолжали жить? Мы – а вернее, Министерство образования РФ – собираемся вводить новые образовательные стандарты для старшей школы, которые почему-то исключают из числа обязательных для изучения предметов наряду с остальными основными дисциплинами классическую литературу и русский язык. Да Пушкин же в гробу перевернется! В его время правители не позволяли себе такого небывалого, вопиющего неуважения к российской культуре и своим гражданам.
На этой грустной ноте захотелось проверить: а может, русский язык и литература уже и не нужны совсем подрастающему поколению, читающему в качестве классики «Гарри Поттера» и «Таню Гроттер»? Накануне дней памяти Александра Пушкина 16 школьникам 14-18 лет было задано несколько вопросов, связанных с его жизнью и творчеством. Делать это мне помогали учащиеся курса «Основы журналистики» ЦРТДиЮ «Гармония». Респондентов просили без подготовки перечислить известные им произведения Александра Сергеевича, сказать, чем он занимался вне литературного поприща, и подумать, какой была бы Россия без Пушкина.
Скажу сразу – большинство ответов обнадеживающие. Огромная благодарность родителям: школьники среднего и старшего звена все еще помнят стихотворные пушкинские сказки. Зато некоторые стихотворения из школьной программы в их памяти перепутались с лермонтовскими: так, в одном ответе Пушкину приписали «Бородино» и «Белеет парус одинокий...» Все старшеклассники называют «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку», большинство читали «Повести Белкина» (в одном ответе, правда, их назвали «записками»), «Бориса Годунова», самые редкие наименования – «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», только двое опрашиваемых вспомнили о «Дубровском». Зато дети готовы списком перечислить все стихи, которые они учили наизусть.
Намного печальней обстоит дело с ответом на вопрос, чем еще, кроме литературы, занимался Александр Сергеевич. Из-за незнания половина ребят этот вопрос попросту проигнорировала. Среди «знаек» были такие ответы: «Вел светскую жизнь», «Был очень любвеобильным» и «На дуэлях выступал и жену любил», «Интересовался историей, летописями». Но пальма первенства здесь, несомненно, принадлежит учащимся лицея №1. Они помнят, что Пушкин был редактором журнала «Современник», хорошо рисовал и считал себя декабристом, что мы обязаны ему появлением современного русского языка.
Провокацию, заложенную в моем последнем вопросе, дети разгадали немедленно. Поэтому даже те, кто читал только пару стихотворений и «Онегина» в кратком изложении, написали, что без Пушкина мы бы не могли духовно развиваться. (Почему тогда самый образованный человек в России – Андрей Фурсенко – этого не понимает?!) Кто-то подошел к ответу чисто прагматически: «Детям пришлось бы учить в два раза меньше стихов», «Была бы другая школьная программа». Но в основном высказывались мнения, что без Пушкина Россия «не смогла бы стать великой страной, с богатой, знаменитой на весь мир культурой, не было бы такого разнообразного и живого русского языка», «вся последующая литература осталась бы без фундамента и без эталона». Ребята отметили: уже сейчас его практически не изучают в старших классах, хотя (обрадовала такая уверенность) «его читают все, дети и взрослые, в любом возрасте».
Опрос показал: как бы ни хотелось российским чиновникам от образования, мы еще не соответствуем грядущим стандартам. А вот что будет дальше?..