В выставочном зале Ангарского городского музея, что находится в доме №25 на улице Глинки, работает уникальная выставка. На стенах самого большого зала развешаны 69 работ Бориса Лебединского, советского графика, живописца, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его произведения находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Иркутском художественном музее им. Сукачёва и других.
Приурочена выставка к 130-летию со дня рождения зачинателя техники станковой гравюры в Приангарье и должна была открыться в прошедшем 2021 году, однако была перенесена по понятным причинам.
Ангарский городской музей может похвастать самым большим количеством работ Бориса Ивановича: в его коллекции находится более 200 картин, офортов, рисунков. На выставке представлены произведения не только из собрания музея, но и из семейного архива художника. Это три пейзажных этюда и три наброска в жанре ню.
Пейзаж – одна из главных тем в творчестве Бориса Лебединского. Когда рассматриваешь его таежные заросли, невольно на ум приходит другой мастер пейзажа, тоже, кстати, любивший гравюру, – «лесной царь» Иван Шишкин.
Можно сказать, что знаменитый иркутский график получил благословение великого русского художника. Мальчиком он встретил Ивана Ивановича в лесу близ своего родного города Луги. Его красивые окрестности всегда привлекали живописцев. Позднее своим иркутским коллегам по художественному музею Борис Иванович рассказывал, что Шишкин показался ему бородатым великаном (кто это такой, он тогда не знал), а то, как он писал этюд, поразило и захватило.
Встреча эта определила его будущее. Его учитель по Петербургской школе Общества поощрения художников Василий Матэ, увидел в нем талантливого графика и тоже ориентировал на работы Шишкина. А сам Борис Иванович говорил: «Оттолкнулся от некоторых работ Шишкина – это большой великолепный мастер графики. Всю жизнь у него учусь…»
Борис Лебединский был человеком увлеченным и неугомонным. По собственным чертежам соорудил офортный станок. Много путешествовал, даже в преклонном возрасте, – и переносил, нимало не приукрашивая, красоту сибирских просторов на холст, бумагу, металл, даже на шелковую ткань…
Он без устали экспериментировал – и в экспозиции можно увидеть два офорта на шелке. Если приглядеться, видно, что «шелковый» пейзаж переливается, изменяясь в зависимости от угла падения света. Заведующая художественным отделом Ангарского городского музея Ольга
Новокрещенных рассказала, что материалом для подобных работ Борису Лебединскому служило… женское белье, поскольку найти качественную шелковую ткань было неимоверно трудно.
На выставке четко представлены все основные направления творчества художника: кроме пейзажа это историческая тематика, советские стройки, жители Сибири, портреты – совсем немного.
С самого приезда в Иркутск в 1917 году Борис Иванович интересовался историей города, изучал археологические и архивные материалы. Он застал Московские ворота – каменную арку, возведенную в 1811 году на берегу Ангары в честь десятилетия царствования Александра Первого. Когда в 1928 году прошел слух, что памятник архитектуры собираются разобрать, Борис Лебединский сделал литографию «Московские ворота» и тщательное научное описание сооружения.
В 1929 году вышел одноименный альбом с его текстом и рисунками. В канун 350-летия Иркутска, при восстановлении арки Московских ворот, этот альбом стал одним из достоверных источников, на который можно было опереться!
Экспозицию произведений мастера можно посмотреть до 12 марта.
Мария Отрадина
Фото автора