Экспозиция под таким названием открылась в прошлый вторник, 8 февраля, в Художественном центре Ангарского городского музея. Это персональная выставка красноярского художника Александра Сурикова.
Красноярск является вотчиной другого Сурикова – Василия Ивановича, автора исторических полотен «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин»
и других. Так что фамилия обязывает. А тут…
Готова поспорить, что первой мыслью у каждого посетителя «Дома» было: «Да это же детские рисунки!». Хотя за плечами Александра Сурикова – Иркутское художественное училище (он родился в Иркутске), Красноярский государственный художественный институт, а также творческие мастерские Российской академии художеств. А значит, нарочито примитивный, наивный стиль письма выбран автором как инструмент выражения определенных смыслов.
И действительно, летающие коровы, жираф в яблоках, солнышко с палками-лучами, пририсованные снаружи сердечки, собаки в ботинках и изображенные в одной плоскости глаза – всё это характерно для детских рисунков. Когда дерево мы видели в палке с утолщением на конце, чайку – в круге с двумя крыльями, похожими на плавники, а дым – в пружинке над трубой. Когда объяснить странное слово «котоклизмы» воображение помогало, представляя издевательства над ни в чем не повинными мурзиками. А в рисунках, которые мы никому не показывали, два полукружья с точкой в каждом обозначали женскую грудь.
Но у красноярского художника за всем этим скрывается не способ познания мира, а попытка вернуться в беззаботное и счастливое детство. Краски Александр Суриков выбирает теплые, сочные и яркие. Вот его полыхающая розовой зарей «Благая весть», а вот солнечно-оранжевый «Счастливый натюрморт» с птичками. На ромашковом лугу пасется земной прообраз божьей коровки. А здесь – женщина с огромным, как крона дерева, букетом.
Эти картины хочется рассматривать. И права заведующая Художественным центром Нина Власова, утверждая, что в каждой из них где-то притаилось счастье. Отчего выставка создает в душе атмосферу праздника, которой порой так не хватает в жизни, дарит тепло и улыбки.
– Среди этих образов каждый может найти милую сердцу картинку из собственного детства, – считает Нина Петровна. – Окунуться туда с головой, вспомнить время, когда мы рисовали всё, что хотели, не боясь, что не полу-чится: как видели, как понимали, так и рисовали. Есть здесь и вполне уз-наваемые иркутские дворики, хоть и представленные как бы глазами ребенка. Получается, детство – это дом, откуда все мы вышли. Отсюда и название. Эта выставка имеет удивительный эффект: она успокаивает и расслабляет, благоприятно воздействуя на нервную систему. Приходите – и проверьте на себе!
Кроме картин Александр Суриков пишет стихи, которые относят к примитивизму, ответвлению футуризма. Подобно футуристам начала ХХ века (среди которых, вспомним, были художники) Александр Вячеславович записывает свои поэтические тексты особым рукописным шрифтом с целью «активизировать эстетическую функцию письма».
Кстати, персональная выставка работ Александра Сурикова – одного из ключевых современных сибирских художников – стала возможна в ангарском Художественном центре в результате сотрудничества с иркутской арт-галереей «Диас» и в рамках программы «Краски Сибири».
Анастасия Саткина
Фото автора