«Потому что литературный труд каждого из нас – это глубокая пахота, а не боронование по литературным верхам». Так закончил свою книгу «Время Валентина Распутина» в мини-послесловии Валерий Кириченко – наш ангарский литератор: критик, поэт, прозаик, журналист и замечательный человек. 27 февраля Валерию Васильевичу исполнилось бы 80 лет.
Как у многих, вошедших в творчество во второй половине прошлого века, жизнь его складывалась трудно. Голодное детство военной и послевоенной поры (мать одна с четырьмя детьми – выживай как хочешь!), молодость корреспондентом воронежских районных и областных газет, «дороги юности – романтичные и стремительные – по колосящимся нивам, полевым станам, животноводческим и прочим фермам». На попутных машинах, мотоциклах, а где и на велосипедах, на телеге, а то и на арбе, на заложенных в ярмо быках. Но чаще пешком с ручкой в нагрудном кармане и маленьким блокнотом. Немелкая река памяти наполнялась событиями и размышлениями о них…
А в декабре 1967 года Валерий «прикатил в Ангарск». Ему хотелось сразу же взяться за любимое журналистское дело, но не тут-то было.
«На работу не брали, потому что не прописан, а не прописывали, потому что не работаю», – так напишет он во втором десятилетии ХХI века. Но мир не без добрых людей: благодаря помощи начальницы отдела кадров УЭС Валерий стал литсотрудником газеты «Ангарский строитель».
Далее всё – за характером и талантом, о чем поведано в его книгах «Юность ещё впереди», «Апрельские метели», в очерке «Город моей судьбы». И все усилия, напряженнейшая работоспособность отмечены государством: медаль «За освоение целинных земель» – был в Северном Казахстане комсоргом автомобильного батальона. Позднее – социолог в Ангарске, сотрудник Сибирского филиала ЦНОТ нефтехима, начальник лаборатории, аспирант института социологических исследований АН СССР. Награжден серебряной медалью ВДНХ за социально-психологические разработки. Скучно перечислять? Скучно читать?
А если подумать – насколько далеко нас бросала судьба от самих себя, от главного таланта в себе, от важнейшей своей миссии на Земле!
Ушел на пенсию в 2003 году с медалью «Ветеран труда» и в добровольную литературную каторгу (так он загрузил себя потом!), став директором независимой фирмы «Прогноз». Работавшая с ним в «социологический период» Галина Кирдзюк вспоминает: «Наблюдательный, умница, всегда рационально и критически мыслящий, он был глубоким исследователем, трудоголиком. Много времени уделял разработке методик по социально-психологическим проблемам руководства трудовым коллективом. С ним было интересно и трудно работать. Вспыльчивый, принципиальный, он не пропускал ошибок, непременно высказывая замечания. Замечательный оратор, глубоко и разнообразно начитанный, он возглавлял общество «Знание» ЦНОТ нефтехима, широко организуя его работу. Меня очень порадовали его последние книги, особенно «Юность ещё впереди», работы о Валентине Распутине и Александре Вампилове. Читать их очень интересно. В них весь Кириченко – талантливый, глубокий и вместе с тем сердечный, душевный собеседник. Очень хотелось бы, чтобы его книги хорошо узнали те, кто причастен к обучению молодежи, к образованию и культуре».
О своем сугубо пенсионерско-литературном периоде Валерий Васильевич напишет сам в очерке «Город моей судьбы». «Думаете, все эти полтора десятка лет я сижу сложа руки? Ничего подобного. За эти годы я вплотную занялся литературной деятельностью. Создал сначала секцию прозы и критики Ангарского литобъединения, затем преобразовал её в городскую авторскую литературную студию (ГАЛС), стал завотделом критики литературного журнала «Северомуйские огни» в Бурятии и членом редакционного совета альманаха «Новый енисейский литератор» в Красноярске, не получая за это ни копейки».
Его работы о современной поэзии публиковались в русском журнале канадского издательства «Новый свет», за что он был удостоен литературной премии имени Эрнеста Хемингуэя (Торонто, 2015 г.). И более того, Валерий Васильевич за последнее десятилетие собрал всё своё литературно-критическое богатство в несколько капитальных книг. Отличное наследие: повести, рассказы, стихи, публицистика – про жизнь, аналитические разборы произведений множества авторов – «от Москвы до самых до окраин». Сотням имен уделил он свое честное и бескомпромиссное внимание.
***
Из студии ГАЛС от него часто уходили рассерженными: настолько он не терпел примитивности и непродуманности материала, графомании и пустоты, литературной и языковой безграмотности. И не виделось, как он был чуток – и нежен даже! – к таланту, как он чувствовал его! Отмечалось это в таких оценках: «От книги я уже оторваться не захотел» (о книге Н. Нефедорова) или «Прочитайте новеллу «Три рубля», и вы непременно окунетесь в сочный язык романтики, неуёмной человеческой доброты и участия, психологически вышибающих из вас чувственную слезу. Потрясающая новелла!»
Он мог эмоционально воскликнуть: «Благодарю тебя, поэт, за трогательное доверие! И да воздастся и тебе сторицей! Да откликнется свежей утренней росой память Геннадия Гайды, которого любил ты по-братски искренно и бескорыстно». Это о стихах как о крике души В. Козлова.
По-моему, он просто не хотел стыдиться за авторов, за литературу.
Член ГАЛСа Валентина Радионова вспоминает: «Когда вышли в журнале «Признание» два моих рассказа «Филька» и «Петр», я получила очень хвалебный отзыв от нашего руководителя. Он одобрил стиль моего «писания» и приказал мне издать книгу, не откладывая на потом. Это делало меня увереннее и толкало в новое вдохновение». Валентина Максимовна наблюдала за кленовой рощицей под окнами дома, где жил Кириченко, которую он посадил: «Посчитала дерева, их оказалось – ни много ни мало – аж 60! Извилистая дорожка в этом лесочке чисто выметена, (кто-то ухаживает!), снег лишь на ветках клёнов да на земле». Вот ещё какой красивый след за собой! Дружная рощица на радость всему 19 микрорайону – клёны Кириченко! А сам он однажды выразил признание «кленовому лесу и березовой роще за моим окном, вселяющим в моё сердце творческий трепет и вдохновение». Так мог ли он пропустить в печать, «в люди» нечто слабое и примитивное от тех, кого воспитывал в студии своей?
***
Он не терпел обсцентной лексики, голого пессимизма и нытья по поводу всего и вся, особенно если это «лезло» в печать. Он писал по поводу одного из авторских занудных мотивов о неблагополучии в России: «Не надо окунать в клоаку всю страну». Его принцип: «Поэт обязан быть позитивным!»
Читателям нашего региона
(и не только!), в особенности пишущим профессионально, а также преподавателям литературы школ и вузов познакомиться с наследием Валерия Кириченко необходимо. Прискорбно, что не успел он «добрать» пользу из канадской премии имени Хемингуэя издательства Litsvet: она обещала бесплатное издание собрания сочинений автора. «Премия, которая не премия!» Не успел. Не успел дожить, как хотел и умел. Побольше написать своих стихов по мотивам увлекших его поэтов Ближнего Востока. Цикл стихов «Сквозь ткань веков» по творчеству семи поэтов необычайно интересен: Валерий Васильевич пытался понять характеры своих героев, совпадая с ними ритмически; сквозь посвящение поэтам чувствовалось их время. «Сквозь ткань веков» – палитра чувств, которую он хотел передать и сыну
Руслану, и внуку Даниле в 2018 году.
Уже в возрасте Валерий Васильевич напишет: «Скоро семьдесят минет с той поры, когда мальчишки дразнили «писа-атель!», написаны рукописи, но еще не издана ни одна из книг. Обещание детства пока еще не выполнено, и становится горько и нестерпимо обидно: «Господи! Когда же будет всё по справедливости? Почему одни едят на серебряной посуде и сидят на золотых унитазах, а я, умно складывающий проникновенные слова, в тщете издать свои книги? И Господь будто отвечает мне тихо-тихо: «Если ты такой умный, почему же такой бедный? Ведь ты богат светлым умом и мудрым словом, которое я тебе подарил. Жизненный путь ты выбирал сам» (24 мая 2014).
А в августе 2015 года в стихах, посвященных В. Бритову и
П. Пилосяну, он напишет:
Мне рано уходить в миры иные:
Еще не все я на Земле свершил.
Пусть в небо смотрят тополя прямые,
А мне поэта путь извилист мил.
И сборник прозы просится в свет Божий,
И критики литературный бал,
И книжка о Распутине пригожа,
И «Комсомол» я свой не дописал.
Армейская тетрадь спешит строкою.
Объектам нефтехимии воздам.
Господь вознаградит здоровьем вскоре –
Всё завершить достойно! Ну а там...
Мне возродиться летописцем Мира.
Судьба готовит путь в Века.
На рубеже Парнаса и Пальмиры
И к Славе путь лежит наверняка.
Одинокий и высокоромантичный ум.
Все философские понятия с заглавных букв: Земля, Господь, Мир, Века, Слава, Судьба.
В финалах всех книг-презентаций (по 99 экземпляров за пенсионные средства!) – признания и благодарности. Двум малым родинам – Усолью-Си-бирскому и селу Манино в Воронежской области. Академику Т. И. Заславской – за три профессиональные встречи за чашкой кофе на двоих в ее ореховом кабинете во ВЦИОМе. Людям искусства: композитору Г. Свиридову, И. Штраусу, П. Мориа; певцам Ф. Синатре, Г. Отсу, М. Мордасовой, русским писателям, поэтам, актрисе Л. Гурченко – «все они присутствовали в душе, когда я писал эту книгу…»
Удивительно тонкая сердечность и глубина благодарной отзывчивости. Вот так широко, умно, трудолюбиво и талантливо жил этот Человек – Валерий Кириченко!
Валентина Шергина