Как известно, театр начинается с вешалки, а город – с вокзала.
В Ангарске железнодорожный вокзал появился в 1961 году – и когда-то о самом значительном событии того времени напоминал не только памятник покорителям космоса на привокзальной площади. Потолок и стены здания были расписаны на космическую тему. Эти рисунки исчезли под толстым слоем краски в 1974 году, когда вокзал переживал свой первый ремонт. Почему росписи не сохранили? Говорили, что не нашлось специалистов, которые могли отреставрировать их – рисунки были повреждены из-за вздувшейся от сырости краски и в некоторых местах вовсе отошли от поверхности. Собственно, нужно было делать росписи заново. Зато тогда на стенах вокзала появились живописные полотна – сходящие с поездов и электричек пассажиры с интересом рассматривали эти картины, часть которых до сих пор находится на вокзале. И эта экспозиция является небольшой, но, по сути, единственной в Ангарске публичной галереей. Вот о ней мы и хотим сегодня рассказать.
Всего в зале ожидания на втором этаже вокзала размещены четыре картины – эти полотна были созданы по спецзаказу в иркутских мастерских Художественного фонда РСФСР в 60-е годы. К сожалению, они не подписаны, и кто является авторами – не указано. Но ангарские краеведы установили имена живописцев. Одна работа была выполнена Иваном Несыновым. На ней – свежее летнее утро юного Ангарска, молодые строители с книжками и тетрадями идут по центральной площади города. В поле зрения художника попали Дворец культуры «Нефтехимик» и шпиль.
На карте Виталия Рогаля – станция Базиха, которая находится между Канском и Красноярском. Это одна из первых картин в творчестве художника в стиле индустриального пейзажа. Третья картина посвящена Байкалу, ее автором является Анвар Закиров.
Когда-то эти стены вокзала украшала замечательная работа Василия Ольховича, но она была утрачена в период капитального ремонта здания в 1994 году. Вот как об этом пишет составитель «Энциклопедии Ангарска: от А до Я», директор музея Победы Лариса Давыдова: «Эта картина, некогда располагавшаяся в среднем зале слева от лестницы, была выполнена в стиле соцреализма и обладала не только художественной, но и исторической ценностью – в ней застыла эпоха послевоенных лет, период промышленного освоения Сибири, годы строительства Комбината-16 и нашего города. Сюжет такой: на сопке стоят геолог, рабочий с мотком проволоки на плече, архитектор, держа чертежи, показывает рукой вдаль, где идет строительство. Существует несколько версий исчезновения картины Ольховича, но ни одна из них не является доказательно подтвержденной. Не исключено, что сейчас она хранится в какой-нибудь частной коллекции ценителя живописи. А ее место на вокзале занял пейзаж с вековыми соснами и лесным родником. Автором этой картины, предположительно, является талантливый сибирский живописец Борис Лебединский. Раньше это полотно украшало внутреннее убранство Майского вокзала, а после его закрытия (здание снесено летом 2014 года по решению РЖД) было размещено на станции Ангарск».
Ангарский железнодорожный вокзал интересен не только картинной галереей – сама архитектура здания очень привлекательна, а внутренняя отделка напоминает дворец культуры: залы с мраморными колоннами, большие люстры из хрусталя, лепнина на потолках. А ещё здесь в ожидании поезда пассажирам предлагается… чтение художественной литературы. Стеллаж буккроссинга Дворца творчества детей и молодежи дает возможность забрать понравившуюся книгу с собой в дорогу.
Вера Инёшина
Фото автора