Мы продолжаем рассказывать об общественной форме управления территориями – территориальных объединениях собственников. В этот раз – об одном из самых успешных в Ангарске ТОСов «Старый город», объединяющем дома 21 квартала, часть домов 8 и 120 кварталов. За три последних года эта территория изменилась до неузнаваемости: спортивные и детские площадки, в том числе с единственным в городе тренажером для детей с ограниченными возможностями, появились практически в каждом дворе, во многих домах досрочно проведен капитальный ремонт, а об акциях и праздниках, проводимых здесь, знают и на другом конце города. А инициатор всего этого – симпатичная молодая женщина, мама трех детей Ирина Смолина, признанная
в 2020 и 2021 году лучшим председателем ТОСа Иркутской области.
– Ирина, откуда такая любовь к старой части города? Молодежь больше любит жить в новостройках, поближе к крупным спортивным, культурным, торговым объектам, а вы обустраиваете и пытаетесь развивать территорию со старым жилым фондом. В чем для вас заключается привлекательность кварталов на окраине?
– Это не окраина – это самое начало города. Здесь зародился наш Ангарск, и здесь проходит вся моя жизнь с самого детства. До 1991 года я с родителями жила в 93 квартале, но всё свободное время проводила у бабушки в 21 квартале. После смерти папы мы сами переехали сюда. Именно с 21 кварталом у меня связаны все самые счастливые детские воспоминания. Есть и фотоподтверждение этому – у нас во дворе была небольшая сцена, где нередко устраивали творческие выступления агитбригады. К местным жителям приезжали артисты самодеятельных коллективов клуба «Зодчий» и СПТУ-37, на небольшой сцене между дворами устраивались настоящие концерты, которые собирали сотни зрителей.
Конечно, я часто была и зрителем, и участником этих мероприятий. Меня даже корреспондент газеты «Знамя коммунизма» запечатлел на одном таком празднике – в нашей семье эта газетная вырезка 1988 года хранится до сих пор. Ну а сейчас здесь живем не только мы с мужем и детьми, но и все мои родные и родственники супруга – в разных квартирах, в разных домах, но с общим ощущением своей малой любимой родины, за которую мы несем ответственность. Двухэтажные дома на два подъезда, где каждый знает друг друга много лет, большие, но уютные зеленые дворы, где хватает места и для больших горок, и для парковок, – для меня мой родной тихий квартал в сто раз лучше перенаселённых микрорайонов.
– Одно дело – жить на территории, а другое – управлять ею, благоустраивать, привлекать грантовые средства. Как зародилась идея создать ТОС?
– По натуре я активный собственник. И всегда взаимодействовала с нашим ЖЭКом – вносила предложения и замечания по уборке территории, участвовала в проводимых им конкурсах на лучший двор, подъезд, палисадник. Хотелось жить в чистоте и красоте! А потом в город зашел федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого дворы стали получать комплексное благоустройство. Но всё это шло мимо старого города. И я начала узнавать, как можно включить свой двор в эту программу. Вышла на Центр поддержки общественных инициатив, опоздав со своей заявкой. И поняла, что именно ТОС будет лучшей формой участия в проектах благоустройства. С осени 2018 года мы начали работать как физическое лицо, а летом 2019 года официально зарегистрировали свой ТОС «Старый город» и в этом же году были признаны лучшим товариществом области. А в 2020 году пришло известие еще об одной победе в областном конкурсе «Лучший ТОС Приангарья».
– И за три года сделано очень много! Кажется, что у вас в квартале детские комплексы стоят возле каждого подъезда…
– Ну не возле каждого подъезда, конечно, но возле большинства домов они действительно установлены, причем сделано это было в рамках разных социальных проектов. За прошедшее время мне удалось привлечь на свою территорию более 2 миллионов рублей – это без учета нацпроектов, только мною собственно написанные идеи. Кроме детских площадок у нас появились спортивные зоны, в том числе с адаптивными тренажерами, красивая аллея, в посадке 160 саженцев которой принимали участие местные жители. А вот реализацию проекта «Формирование комфортной городской среды» еще ждем – заявка уже оформлена, срок и объем работ определены. Я специально не стала подавать заявки на участие в небольших программах типа «Дворы без ям», чтобы войти в большой проект с комплексом работ по благоустройству. Причем мы включили в заявку не один или два двора, а сразу все дома 21 квартала – чтобы разом сделать эту масштабную работу по преображению территории. А то, бывает, заедешь в какой-нибудь квартал или микрорайон, в одном дворе проезды новые, ровные, а проезжаешь метров пятьдесят и попадаешь в ямы другого двора. Каждый дом как отдельное государство. Мы же хотим объединить благоустройством весь квартал – мне кажется, это верный принцип разумного и взаимовыгодного хозяйствования. В этом году мы ждем также решения по другим нашим проектам – итоги многих социальных конкурсов еще не подведены.
– Ирина, а еще какие планы?
– Их немало. К примеру, хочется развить на территории спортивное направление. Как показала практика, тренажеры практически никогда не пустуют – утром занимаются пожилые люди, к обеду приходит молодежь, и до ночи здесь крутятся ребятишки с нашего и соседних кварталов. В прошлом году мы организовали у себя занятия футбольной секции. Теперь планируем устроить на месте бывшей сцены, о которой я говорила раньше, спортивное поле. Необходимо больше тематических площадок и во дворах 8 и 120 кварталов. В этом году также будем реализовывать проект «Кинотеатр под открытым небом».
Отдельным вопросом стоит капремонт. В некоторых домах он уже прошел – удалось добиться переноса сроков его проведения на более ранние. Другим еще только предстоит его пережить. И вот теперь я вижу это работу несколько иначе, чем раньше: приоритеты поменялись. Если раньше хотелось непременно включить в перечень работ покраску фасадов потому что уж больно красиво, нарядно смотрятся наши обновленные двухэтажки – этакие пряничные домики, то теперь я точно знаю, что, если накопленных средств на счету ФКР хватает на что-то одно: либо фасад покрасить, либо сети заменить, – нужно выбирать последнее. Это вопрос безопасности! Дома 50-х годов постройки, и провода в них
70-летней давности. Все находятся под риском замыкания и возгорания. При этом по многим домам есть предписание «Иркутскэнерго» о запрете использования электроплит и других электроприборов большой мощности из-за ветхости сетей. Так что сети нужно менять в первую очередь!
– Извещение администрации АГО о ликвидации последней в Ангарске муниципальной жилищной организации – ЖЭТ-2 – наделало немало шума в городе. Ходили разные кривотолки по этому поводу. Этот ЖЭТ обслуживал и вашу территорию? Как сейчас будет построена работа у вас в связи с ликвидацией жилорганизации?
– Скажу честно, поначалу переживаний было немало. Конечно, я предполагала, что рано или поздно этот процесс будет запущен – указ президента обязал ликвидировать все муниципальные жилищные организации на местах до 2025 года. Но у нас на территории это произошло раньше. И когда в феврале стало точно известно, что ЖЭТ-2 прекратит свое существование в ближайшее время, я попросила разъяснений по поводу обслуживания наших домов во всех возможных инстанциях. Ходила на личный прием и к Антону Красноштанову, и к Сергею Петрову. В итоге был выработан механизм перехода от муниципальной к частной управляющей компании. Встал вопрос: с кем заключить договор? Сначала хотели проанализировать эффективность деятельности всех ангарских УК и уйти к самой работающей. Но в таких организациях и тарифы выше, а никто ведь не желает платить больше. В итоге решили заключать договоры с УК «Старый город», которая и при деятельности ЖЭТ-2 во многих случаях выступала подрядным исполнителем работ, а значит, особенности нашей территории знает и готова взять нас на обслуживание по прежним тарифам. Сейчас идет процесс ликвидации МУПа и в рабочем порядке переход наших домов в УК.
– Какую проблему вы бы сейчас назвали главной на своей территории?
– На этот вопрос я могу ответить не задумываясь, даже если меня разбудят и спросят посреди ночи: снабжение бытовым газом. К сожалению, из-за серьезных экономических проблем «Иркутскоблгаза» жители старой части города остались без услуги адресной доставки баллонного газа. Какое-то время назад ситуация вообще была аховой, сейчас появилась альтернативная служба доставки. Она платная. И это бьёт по карману льготников, которым по закону положена компенсация услуг ЖКХ, сейчас они не могут получать ее. Проблема обсуждается на разных уровнях – от муниципалитета до правительства Иркутской области. Губернатор уверяет, что держит ее на контроле, но пока она не решена. И люди справляются с ней кто как может.
– Ирина, с чего начинается общественное управление территорией? Как вы это определили для себя и как бы объяснили другим свою бесплатную, но такую нужную работу?
– С желания жить в порядке и красоте – как бы это просто и банально это ни звучало. Видишь мусор – убери! Перегорела лампочка в подъезде – замени или сообщи управляющей компании. Есть клумба под окном – вскопай и посади цветы. Одни надеются на кого-то – другие делают сами. Требовать работы от коммунальщиков за свои деньги надо, но при этом и самому нельзя оставаться в стороне от благоустройства своего дома, подъезда, двора. Чем больше активных людей живет на территории, тем больше работы удается сделать, тем больше средств привлечь. Сотрудничество с депутатом по своему округу и специалистами ЦПОИ, конечно, в помощь.
Расскажу вам про один свой день, вернее – про одну ночь. Декабрь, вечер. Укладываем с мужем детей спать, раскладываем от кухни до коридора тряпки, достаем все ведра, которые есть в квартире, и начинаем носить в них воду на улицу. Я набираю воду – муж с братом носят ведра и заливают горку. Это происходит в час или два ночи, потому что раньше отогнать неугомонных детей от горки невозможно. А так есть шанс, что ее не тронут до утра и всё успеет застыть. Всего нужно 50 ведер. Но обновлять заливку нужно каждые 10 дней. Вот так мы проводим зимние ночи. Летом другая работа – ту же горку нужно подлатать, а тренажеры смазать и закрутить всё раскрученное. Сложно? Нет! Но почему-то делают это одни и те же. Вот это и называется «общественное хозяйствование на территории».