Хочешь доказать свою правоту – снимай всё происходящее на видео. Именно так и поступил ангарчанин Сергей Быков, который 27 октября прошлого года обратился в страховую компанию «СОГАЗ» для оформления полиса ОСАГО, но не сумел заключить договор страхования – получил отказ. Он в тот же день прислал нам в редакцию видео из офиса СК. Видно, как сотрудник компании встает, уходит со своего рабочего места, не желая, чтобы ее снимали. И ясно, что она не хочет заключать страховой договор с клиентом. Почему?
Как утверждает наш читатель, в СК «СОГАЗ» ему сказали, что в их базе данных его машина «Тойота» 2005 года выпуска значится как такси. Однако сам Сергей утверждает, что это неправда, что свой автомобиль он использует только в личных целях, всегда оформлял на него полис именно в этой страховой компании и раньше никаких проблем не возникало. По данному факту он составил жалобу на действия страховщика в Центробанк, откуда недавно ему пришел ответ о неправомерности действий страховой компании, в адрес которой было вынесено постановлении о наложении штрафа об административном правонарушении. Резолюционная часть составлена на 14 листах – давайте с опорой на это заключение попробуем разобраться, что же произошло.
ОСАГО пришло в жизнь российских автолюбителей 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Управление машины без полиса ОСАГО является нарушением законодательства и карается штрафными санкциями. Это знают все автовладельцы. А вот причины, по которым страховые компании могут отказать в оформлении страхового договора, известны далеко не всем. Их немного, но они имеются: непредставление клиентом всех необходимых документов для заключения договора; сбой в обмене информацией между Союзом российских автостраховщиков и СК; отсутствие доверенности, если страховка оформляется третьим лицом; отказ водителя представить ТС для осмотра.
В случае с Сергеем Быковым страховая компания в официальном ответе Центробанку сослалась на отсутствие необходимых документов. Дескать, клиент, не приложил их к заявлению. Но все документы были в руках автовладельца – он демонстрирует это на видео. И машина для осмотра под окнами компании стояла. «Получив устный отказ в заключении договора, я решил попытаться оформить его в электронном виде, но мою заявку отклонили и по интернету», – говорит Сергей Быков.
Договор ОСАГО является обязательным для водителя, поэтому страховая не может отказать в его заключении. Но, как показывает практика, всё же делает это даже без объективных причин. А субъективная только одна – если усматриваются высокие страховые риски. И вот тогда страховые компании могут идти на различные уловки, чтобы «отфутболить» нежелательного клиента – ссылаются на отсутствие бланков договоров, указывают на аварийную манеру езды клиента, малый стаж вождения, старый автомобиль и т.д. Но это всё не причины не оформлять страховку! А потому проще всего искусственно «подвесить» базу обмена информацией – обычно недовольные клиенты не выдерживают длительного срока ожидания и… уходят в другую страховую компанию. Но Сергей Быков решил поступить по-другому – он обратился в надзорные органы. «Честно говоря, эта ситуация разозлила меня изрядно, – признался он. – Я постоянный клиент этой компании, имею скидки на страхование, безаварийный стаж вождения с 2007 года. Да, машина отнюдь не новая, да, такая страховка стоит недорого и, наверное, невыгодна страховщику. Но у меня-то нет варианта не страховаться!»
Сергей Быков утверждает, что отказ СК вызван некорректными данными о его автомобиле, который в какой-то базе значится как такси. А с оформлением полиса ОСАГО на машины, занятые в коммерческих пассажирских перевозках, всегда большие проблемы. И дело даже не в увеличенной стоимости подобной страховки. Из-за активной эксплуатации таких машин страховые компании оценивают такси как ТС повышенного риска, выплаты по которому неизбежны. А потому ищут все мыслимые варианты ухода от заключения договоров. Но «Тойоты» Сергея Быкова нет в официальном реестре такси, и отказ в страховке ОСАГО в данном случае является незаконным. На что и было указано в постановлении Центробанка РФ. Контролирующий страховую деятельность орган усмотрел в этом факте административное нарушение и назначил виновному штраф в размере 110 тысяч рублей.
Также компанию обязали оформить полис ОСАГО на машину Сергея Быкова. А вот в заключении договора страхования от несчастного случая ему отказали – теперь нелюбимый, но постоянный клиент СК «СОГАЗ» также намерен обжаловать это решение в контролирующих органах.
«Знаю, что многие автолюбители, владельцы машин давнего года выпуска, столкнулись с подобными проблемами при оформлении договора ОСАГО, – говорит Сергей. – Может, мой пример будет для других полезным. Ездить без страховки или с липовой бумагой в бардачке – не дело. Для инспектора ДПС ваши сложные отношения со страховой не будут аргументом».