В начале марта многих ангарчан можно было увидеть в Иркутске. Это, конечно, не редкость – всем нам время от времени приходится ездить в столицу Приангарья. Однако на этот раз в соседний город устремилась публика нестандартная – интеллектуалы, просветители, любители хороших книг, литераторы, критики, журналисты, библиотекари и т.п.
Причина проста – в Иркутске со 2 по 6 марта проходил IV Международный книжный фестиваль «КнигаМарт 2022». Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры и архивов Иркутской области и Иркутской нефтяной компании организатор фестиваля – Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека имени Ивана Молчанова-Сибирского – смогла предложить посетителям самую масштабную программу за всю его историю.
На встречи с читателями и для участия в дискуссиях из Москвы прибыли авторы, меняющие сегодняшнюю литературу. Их имена знакомы нам разве что по книгам и спискам лауреатов российских литературных премий.
Так, книга «Финист – ясный сокол» писателя Андрея Рубанова собрала в 2019 году несколько премий и стала настоящим «национальным бестселлером». А роман «Павел Чжан и прочие речные твари» Веры Богдановой замкнул тройку лидеров литературной премии «Национальный бестселлер» в 2021 году. Если первый можно назвать «архетипическим фэнтези», то второй – явная антиутопия.
«Анти/Утопия» стала темой «КнигаМарта 2022». Об этом литературоведческом и философском понятии спорили писатели, журналисты и ученые. Символично, что именно во время круглого стола «Антиутопия как жанр постковидной культуры», который состоялся вечером 4 марта в «Молчановке», стало известно, что губернатор Иркутской области Игорь Кобзев отменил QR-коды и ряд ограничительных мер.
Кстати, только в Иркутске мероприятия «КнигаМарта» прошли на шести площадках, среди которых библиотека имени Молчанова была основной. Кроме того, выездные встречи состоялись в городах Байкальске, Усолье-Сибирском и Черемхово, в поселках Усть-Ордынский и Хужир, деревне Тургеневка. К сожалению, Ангарск в этот список счастливчиков не попал!
Правда, ключевые мероприятия фестиваля транслировались на YouTube-канале «Молчановки» и на странице «КнигаМарта» в «ВКонтакте». И все, кто не смог присутствовать очно, получили возможность приобщиться к программе фестиваля с помощью Интернета. Некоторые встречи можно было посмотреть только онлайн. Например, рассказ сербского поэта Горана Лазовича о его книге «Планета Евтушенко». Поэты были друзьями, и так, как Горан Лазович, нашего замечательного земляка и юбиляра нынешнего года не знал никто.
Встречи с писателями, презентации книг, художественные выставки, футуристические лекции, просветительские и профессиональные мероприятия, игры с серьезной смысловой начинкой и книжная ярмарка на первом этаже областной библиотеки – Ангарск всё равно внес в этот культурный калейдоскоп свою лепту. И не только в виде посетителей форума.
Двое ангарских писателей презентовали иркутской публике свои новые книги. Мы поделились самым лучшим: наш город в Иркутске представляли Игорь Корниенко и Денис Гербер.
– Аудитория на седьмом этаже «Молчановки» была полна, – рассказал о своей встрече с читателями 3 марта Игорь Корниенко, – и публика как раз такая, какую я люблю: молодежь лет 18-23, грамотная, подготовленная, дерзкая, с разноцветными волосами, которая задает вопросы, перебивает и за словом в карман не лезет. Встреча у нас получилась в формате «вопрос – ответ». За два с половиной часа разговора я охрип. А начали мы, вообще, с гадания по моей книге. Желающие называли страницу и номер строки, а я читал «предсказание». В результате разговорились все: даже мальчик, который заикался, стал задавать вопросы. Это был драйв! Мы понимали, о чем говорим и что нам нужно. Сборник «Завтрашние чудеса» соединяет, закольцовывает многие мои предыдущие произведения, даже название является цитатой. Смысл в том, что всё проходит, а чудеса остаются, и мы не должны позволять их у нас отнимать.
Если Денис Гербер уже представил ангарчанам свой исторический роман «Временщик», то встречи с Игорем Корниенко и его сборником «Завтрашние чудеса», издание которого стало одной из наград победителя Шукшинской премии 2019 года, у нас впереди.