Художественный руководитель и режиссер народного театра «Факел» при ДК «Современник» Александр Кононов давно мечтал о создании на базе театра открытых курсов. Их слушатели имели бы уникальную в наши дни возможность приобщиться к театральной культуре, получить знания из истории мирового театра и узнать, чем он живет сегодня. Одним словом, стать профессиональными, заинтересованными зрителями, которых ангарским любительским театрам сейчас так не хватает.
И вот наконец 13 февраля в малом зале «Современника» в «театральной академии», как назвал ее Александр Иванович, состоялось первое занятие, посвященное творчеству драматурга Александра Островского.
В репертуаре «Факела» за более чем 50-летнюю историю существования театра было два спектакля по произведениям классика – всем известная «Гроза» и «Женитьба Бальзаминова». Кстати, последнюю постановку, наглядно показывавшую, как ломают человека деньги и власть, артисты в свое время возили на театральный фестиваль в Монако, объехали с ней пол-Европы. В минувшее воскресенье отрывки из этих спектаклей служили своеобразными иллюстрациями к рассказу Александра Кононова.
Его видение идет вразрез с устоявшимся еще со школы ошибочным представлением об Островском как о драматурге с запахом нафталина, рассказывавшем о русском купечестве и потому неинтересном. За свою жизнь он написал около 50 пьес, в которых действует более 730 героев, и каждый из них – со своим индивидуальным характером. Внутренний мир его персонажей стал общенациональным достоянием. Мало того, именно Островский стоит у истоков русского национального театра. Он произвел революционные преобразования в системе организации театрального пространства, нарушил существовавшие стандарты и законы сценического существования.
Актеры-студийцы сыграли четыре фрагмента из «Грозы». Объектом пристального внимания зрителей стало общество города Калинова и метания Катерины Кабановой (интерес к этому образу подогревался еще и тем, что Александр Иванович вывел на сцену сразу трех Катерин: Ирину Ковальскую, Валерию Валентюк и Любовь Вахрушеву). На этом материале режиссер легко доказал актуальность Островского в наши дни. Это живой драматург с глубочайшим неизученным наследием. С него начинали такие режиссеры, как Марк Захаров и Петр Фоменко.
В заключение занятия зрители посмотрели отрывки из «Грозы» в постановке режиссера московского «Современника» Нины Чусовой. А затем последовало самое интересное – разговор зрителей и актеров, обсуждение увиденного. И пусть до аншлага первому занятию «театральной академии» было далеко, у этого замечательного начинания все впереди. Следующая встреча театралов назначена на 27 февраля. Речь на ней пойдет об Александре Сергеевиче Пушкине, сформировавшем принципы русской театральной школы.