Выставка картин «Чтобы помнили», которая сейчас работает в выставочном зале городского музея на улице Глинки, является традиционной и входит в проект «Памятные даты в художественной истории Ангарска». Каждую весну здесь экспонируются работы сибирских живописцев, которые уже ушли из жизни, оставив после себя богатое творческое наследие. Бывает, что эта художественная экспозиция включает в себя работы десятков авторов, живших и работавших в Ангарске. И каждый раз организатору выставки – Ольге Новокрещённых – удается находить в «закромах» художественного фонда Ангарского городского музея интереснейшие и малоизвестные широкой публике картины. В этот раз основу экспозиции составили работы шести живописцев – Николая Емельянова, Степана Развозжаева, Николая Горохова, Дмитрия Петухова, Александра Мухина, Сергея Назарова. И представленные картины очень точно отражают художественное своеобразие каждого автора.
Многие посетители выставки были рады встрече с картинами-историями Степана Развозжаева. Талантливейший земляк в 1936 году окончил Иркутский изопедагогический техникум, и его дипломная работа «Расправа белогвардейцев нал казаками-партизанами» сразу же была приобретена Иркутским краеведческим музеем. Развозжаев писал работы такого уровня, что до войны и сразу после неё они принимали участие во всесоюзных выставках, проходивших в Москве. Несколько его работ хранится и в фондах нашего музея. Невозможно остаться равнодушным к полотну с пронзительным сюжетом о паре стариков, сидящих возле памятника героям войны, во время которой погиб их сын. «Тяжелая дата» – так называется эта работа 60-х годов. Развозжаев был большим мастером советского реализма, и портреты в его исполнении полны жизненного драматизма. Это особенно подчеркнуто в портрете отца «Старик», который в этот раз не экспонируется. Зато сейчас можно увидеть картины «Автопортрет», «Бригадир», «Портрет девушки» – все они являются собственностью семьи художника, и их явление зрителю можно считать настоящим подарком.
Показ новых, а на самом деле давно написанных, но ранее не выставлявшихся работ создает удивительное ощущение присутствия самих авторов.
Все ангарчане знают картины-мозаики на фасадах квартальских пятиэтажек. Одним из создателей этих панно является Николай Горохов – в частности, его авторству принадлежат мозаики «Революция», «Декабристы в Сибири», «Академик Королев», металловыколотка «Академик Курчатов», витраж «Ветер Баргузина» в бывшем ресторане «Баргузин». Однако далеко не все знают, что руководитель архитектурно-художественной группы АЭХК был выдающимся пейзажистом – он любил писать Байкал и деревенские мотивы. На выставке «Чтобы помнили» можно увидеть ряд его картин этой тематики.
Ну а увлекающимся историей Ангарска будет интересно познакомиться с работами Николая Емельянова, который в середине прошлого века тушью писал зарисовки молодого города и портреты первостроителей. Причем его картины являются документальными и точными не только в деталях изображаемого, но и в подписях к ним: «Монтаж двух первых экспериментальных домов в крупнопанельном исполнении в 7 микрорайоне», «В.Г. Середзинова – бригадир маляров-штукатуров СМУ-5», «На окраине пос. Китой», «Бывший профилакторий строителей», «У парка Нефтехимиков», «Осень в старом квартале».
Кроме картин в экспозиции представлены и изделия декоративно-прикладного творчества известного керамиста и скульптора, автора мемориала «Голуби мира» в 12а микрорайоне Сергея Назарова. Его творения были и есть в домах у многих ангарчан: с 1972 по 1982 годы Сергей Пахомович работал на Ангарском керамическом заводе, и большинство выпущенных в то время кувшинов, чайников и ваз того времени – это воплощение его творческих идей. Ну а то, что он делал из фаянса и цветной глазури в 90-2000-е годы, теперь является предметом гордости ведущих российских и заграничных музеев и частных коллекций по всему миру.
Открытие выставки, которое проходило 17 марта, стало местом встречи тех, кто лично знал, любил и уважал ушедших от нас живописцев и мастеров прикладного творчества. Их теплые воспоминания наполнили экспозицию особым смыслом и настроением.