Нашей встрече с Евгенией Давыдовой предшествовала новость об остром кадровом дефиците в ангарских школах, широко растиражированная местными СМИ на прошлой неделе. По данным детского омбудсмена Прибайкалья, укомплектованность кадрами в школах региона составляет около 70 процентов. В школах Прибайкалья сейчас вакантны 1948 мест. Больше всего образовательные учреждения нуждаются в учителях начальных классов, биологии, химии, иностранных языков и математики. Доходит до того, что иногда вести предмет сразу в нескольких параллелях просто некому.
Одна из самых сложных ситуаций в Братске. Там не хватает 280 учителей. Иркутск нуждается в 157 педагогах, Ангарск – в сотне. Не лучшим образом обстоят делаа и в сфере дошкольного образования.
«Я за этой статистикой наблюдаю уже больше года. Когда летом 2021 года задалась целью поступления в Ангарский педколледж, еще раз изучила вакансии в базе Центра занятости и управления образования, – рассказывает Евгения. – И поняла: выбранная специальность очень востребована на рынке труда».
Самое удивительное в этом признании – фраза «задалась целью поступления в педколледж». Потому что в свои 45 лет Евгения Давыдова давно уже имеет и специальность, и диплом о высшем образовании, и многолетний опыт работы в госорганах, и даже пенсию! А теперь она – учащаяся первого курса заочного отделения ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж» по специальности «Преподавание в начальных классах». Со студенческим билетом и званием старосты группы! И две первые сессии уже позади, а потому можно расспросить об учебных впечатлениях.
Но сначала хотелось бы узнать ответ на вопрос, какая путь-дорожка завела бывшего майора в педагогику. «Отучившись на юридическом факультете ИГУ, в 1998 году я устроилась юристом на Ангарский завод бытовой химии. Вообще с детских лет хотела быть врачом и в выпускных классах школы усиленно готовилась сдавать экзамены по химии и биологии, – признается Евгения. – У меня мама всю жизнь в медицине, работала в детской инфекционной больнице. Я тоже там одно время няней-санитаркой подрабатывала. Профессия медика казалась мне самой нужной на свете. Но мама была категорически против моего поступления в мединститут. И я стала юристом».
В 2003 году Евгения Давыдова поступила на службу в МВД – до середины 2011 года была старшим инспектором полиции по связям со СМИ, а затем перешла в УФМС, на должность заместителя начальника, отвечала за миграционный учет, а также за контроль за иностранными гражданами. Оттуда по выработке лет в начале 2016 года ушла на пенсию. Конечно, дома не сидела, работала на заводе полимеров. А в прошлом году решила еще раз поменять свою жизнь – пошла учиться на учителя начальных классов.
«Наверное, самую большую роль в этом решении сыграла моя старшая дочь Полина, которая училась в красноярском педвузе, – рассказывает Евгения. – Она присылала мне свои исследовательские и курсовые работы по педагогике. И мы с ней много обсуждали поставленные в этих исследованиях проблемы воспитания и обучения детей. В своих работах она ссылалась на труды разных психологов, социальных педагогов – и я читала эти первоисточники. К примеру, изучила все книги психиатра Оливера Сакса. Тогда же впервые прочла «Педагогическую поэму» Макаренко и считаю эту работу до сих пор очень актуальной. В итоге летом прошлого года моя дочь закончила институт, получив сразу два диплома – тьютора и педагога русского языка и литературы. А я стала учащейся педколледжа. Причем поступила на бюджет. Раньше я была уверена, что после высшего образования среднее можно получить только платно. В случае с ангарским педколледжем – это более 34 тысяч рублей в год на заочном отделении. Но многие учатся бесплатно. Я представила свой аттестат, который был выдан мне после окончания школы в 1993 году, и проходного балла вполне хватило для зачисления на бюджетной основе. Почему про такую возможность никто не говорит и не пишет?»
Евгения Давыдова признается, что учиться на учителя ей безумно интересно. «Уже во время первой сессии было немало занятий по детской психологии и физиологии – это море новой и полезной информации, – говорит она. – Преподаватели обращают внимание, что современные родители при рождении ребенка сразу стремятся как можно быстрее освободить себя от уходовых хлопот, стараются ускорить процесс развития – отправляют малыша в манеж или ставят его на ходунки. В итоге ребенок в ущерб своему нормальному физиологическому и психологическому развитию меньше ползает, кувыркается, прыгает. И это только один из тезисов специалистов! И я очень жалею, что не знала многих вещей, когда мои дочери были маленькими. На родителей ведь нигде не учат – в итоге воспитываем детей интуитивно или проигрываем ситуации из своего детства. Очень полезными считаю уроки ОБЖ, где учат оказывать первую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Есть у нас и уроки физкультуры – да, бегаем, прыгаем, играем в пионербол и баскетбол. Но не только для того, чтобы быть в форме: мы вспоминаем правила спортивных игр, чтобы потом обучать им детей, отрабатываем навыки построения. Наверное, со стороны это немного забавно смотрится – всё же взрослые люди. Средний возраст обучающихся в нашей группе – 38-39 лет. И такой интересный состав у нас подобрался – все разные, все с разным жизненным и профессиональным опытом, есть многодетные родители, волонтеры, творческие люди. Один мужчина раньше работал на крупном энергетическом предприятии, после увольнения устроился мастером в колледж, ему очень нравится учить подростков плотницкому делу, параллельно пишет проекты для участия в социальных конкурсах. Сожалеет, что раньше не ушел в педагогику».
А сама Евгения сейчас горит желанием начать на практике применять получаемые в колледже знания – хочет устроиться в школу или социальное учреждение, чтобы работать с детьми. «Может, это звучит пафосно, но совершенно искренне – я действительно мечтаю учить детей, прививать им любовь к школьным наукам и познанию мира. Понимаю, что это непросто, но интересно. Наверное, интереснее и важнее всего того, чем я раньше занималась, – говорит она. – Сейчас рассматриваю разные вакансии. Если кому-то мой пример будет полезен – здорово! Что толку рассуждать о нехватке учителей в школах и воспитателей в детских садах? Можно просто пойти учиться, получить еще одну специальность (в любом возрасте, даже будучи на пенсии!) и изменить свою жизнь, наполнив ее новым смыслом и знаниями».