На прошлой неделе стало известно, что проект Международного летнего театрального центра «Ольхон» вновь получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив. А это значит, что театральный фестиваль «Сибирская рампа» на чудесном байкальском острове в этом году состоится! Как обычно: последняя декада июля, поселок Хужир, культовая «театральная» лиственница на мысе Бурхан…
«Ольхон 2022»
Команда организаторов фестиваля – некоммерческая организация «Творческие театральные мастерские» – объявила о приеме заявок на участие в работе МЛТЦ. Темой этого года станут инновационные направления последних лет в современном театре. Изучить ее досконально во время профессиональных мастер-классов помогут лучшие театральные педагоги из столицы.
– Мы займемся театральными инновациями, которые сейчас пышно расцветают, – пояснил Александр Кононов, инициатор создания фестиваля, режиссер заслуженного коллектива народного творчества театра «Факел» Дворца культуры «Нефтехимик». – Перформанс, сторителлинг, иммерсивный и инклюзивный театр – будем всё это и многое другое изучать и пробовать, чтобы внедрить новые формы в свою работу. Будем разбираться, где есть только визуальный эффект, а где глубина.
Александр Иванович всегда в курсе последних театральных нововведений, от него запросто можно услышать новости о премьере в каком-нибудь московском или европейском театре. И, приверженец фундаментальных ценностей, он прекрасно понимает, что далеко не все столичные инновации могут быть применены в любительском театре, цель которого – не отыскивать новые способы эмоциональной разрядки для избалованной публики, а все-таки воспитывать личности. Но тем интереснее обещает быть лабораторная, учебная сторона МЛТЦ.
Что касается творческой составляющей, то «Сибирская рампа» этого года будет посвящена памяти драматурга Ксении Драгунской, дочери знаменитого писателя, ушедшей из жизни летом прошлого года. Это согласовано с Союзом театральных деятелей России. Ангарский «Факел» неоднократно обращался к ее творчеству. И его самые веселые, искрящиеся многослойным – для взрослых и детей – юмором, при этом и мудрые, и печальные спектакли были именно по пьесам Ксении Викторовны. Те, кто видел постановки «Все мальчишки дураки» или «Большая меховая папа», наверняка с этим согласятся.
По заданию СТД все театры-участники должны привезти на фестиваль отрепетированные отрывки из пьес Ксении Драгунской, и уже на острове из отдельных кусочков планируется сложить цельное полотно – отдельную постановку.
В свою очередь, народный театр «Факел» подготовил спектакль «Трепетные истории» по одноименной пьесе Ксении Викторовны, который неоднократно ставили в разных театрах, в том числе в самом «Факеле» – лет двадцать назад.
«Трепетные истории»
В минувшее воскресенье, 10 апреля, в помещении театра «Факел» в 212 квартале (дом 15) маленькие и взрослые «факельцы» вновь показали зрителям свою новую работу – спектакль «Трепетные истории», премьера которого состоялась в Международный день театра, 27 марта.
О чем он? О мечтах и надеждах, одиноких душах, ненужных людях, которым только тогда становится немного легче переносить общий трагизм жизни, когда они встречают таких же, как сами, «потеряшек».
В первой, «детской», истории задействованы Дмитрий Зайцев, Виктор Муравьев и Алина Чеснокова, а еще – ручная перепелка, которую водят по сцене на веревочке. Во второй играют взрослые актеры: Инна Черниговская, Игорь Тирских, Виталий Багаев и Николай Казаков.
Над спектаклем трудились художники Алла Пеньская и Екатерина Семенова. Это они сделали парусник – то ли декорацию, то ли мираж – воплощение дразнящей, но недостижимой мечты для героев обеих историй. А вот арбуз, пробуя который первый раз в году можно загадать желание (только нужно делать это правильно!), – это, скорее, обнадеживающий знак. Неслучайно действие с него начинается и им заканчивается. Также обе части спектакля пронизывает живая музыка – на флейте играет Надежда Костогрызова.
– Спектакль мы сейчас дорабатываем, – говорит Александр Иванович, – актеры осваивают этот непростой материал. Пьеса очень серьезная, вдумчивая, с глубоким погружением в систему человеческих взаимоотношений, в ней выстроена цепочка перехода из детской психологии во взрослую.
В этом смысле очень точны слова автора, вынесенные на страницы программки спектакля: «Повзрослеть человек не успевает. Жизнь слишком короткая. Человек успевает только научиться – ходить не падая, есть не пачкаясь, самостоятельно ездить в метро, не плакать, когда больно или страшно, курить, убивать, притворяться, врать… Человек не успевает измениться. Он успевает только сильно устать от обманутых надежд. Все люди – дети. Одинокие дети, затаившие свои смешные детские мечты, которым никогда не сбыться. И какая разница – сорок лет или семь?»
Нет, разница всё-таки есть! Пусть в сорок лет мы не можем сделать «всех собак на Земле пуленепробиваемыми», зато вполне в наших силах, чтобы телевизор не был единственным местом, «где никто на тебя не орет». И в любом возрасте целительна игра «давай, ты мне будешь нужен, а я – тебе» и «можно жить по-другому, честно и хорошо». Тогда появятся не только правильно загаданные под первый арбуз, но и правильно исполненные желания!