Всем известно, что физическая активность полезна для человека, но возможности в проявлении этой активности у каждого свои. Начнем с детства. Именно тогда большинство из нас с удовольствием бегает, прыгает, принимает участие в подвижных играх, испытывая открытое и искреннее удовольствие. Большинство, но не все. Есть и другие дети, которые хотели бы быть такими же быстрыми и ловкими, как остальные, но, как говорится, не дано. Практически в каждой группе детского сада, в любом классе школы есть ребята, которые затрудняются в выполнении иногда даже элементарных физических упражнений. Приведем конкретные примеры.
В детском саду
Старшая группа детского сада в полном составе гуляет на улице. Девочки окружили воспитателя, общаются «о своем». Мальчишки организовали игру в мяч: перебегая с места на место, бросают его друг другу. Увлечены все. Антон, один из играющих, тоже передвигается по площадке, пытается быть в игре, но… то, что у других получается легко, мальчику дается с трудом: мяч выскальзывает из рук, а бег выходит медленным и неуклюжим. Постепенно ребята оттесняют Антона в сторону, и он, огорченный, садится на скамейку, чуть не плача. В ответ на предложение воспитателя вернуть ребенка на поле, играющие протестуют: «Зачем он нам? Только под ногами путается...»
В школе
Оксана учится в 7 классе, по всем предметам успевает на «хорошо» и «отлично», а вот с физкультурой у неё никак не складывается.
Два раза в неделю девочка не хочет идти в школу, представив, что ее ждет на физкультуре, расстраивается, плачет, просит родителей взять какую-нибудь справку у врача, чтобы не посещать эти уроки.
Оксана рассказывает маме, что, как бы она ни старалась, постоянно отстаёт от ребят в выполнении заданий: во время пробежки всегда последняя, в прыжках в длину выдает самые низкие результаты, а спортивный канат, на который лихо взбираются все одноклассники, для неё вообще недоступен. И список того, чего не может Оксана, можно продолжать бесконечно…
Мама девочки в недоумении, ведь она организовала обследование своего ребенка в поликлинике. После посещения узких специалистов никаких медицинских отклонений у Оксаны не было выявлено, состояние организма девочки в пределах нормы. И, значит, противопоказаний к физкультуре нет.
***
О возможных причинах физкультурных затруднений детей мы побеседовали с заведующей отделением спортивной медицины ОГАУЗ «Ангарская городская больница №1» Людмилой Вельматовой.
– Людмила Кузьмовна, в первую очередь расскажите, пожалуйста, нашим читателям о конституциональной гипермобильности. Что это такое?
– В практике мануальной медицины есть понятие «конституциональная гипермобильность», о котором должны знать как родители, так и врачи, работники физвоспитания (инструкторы ФИЗО, преподаватели физкультуры, тренеры). Конституциональная гипермобильность – это врождённое нарушение мышечной регуляции при общей гипотонии мышц, которые не способны набрать нужный тонус для выполнения физической нагрузки, хотя подвижность их в пределах нормы. Поэтому нагрузки, большинством людей воспринимаемые вполне естественно, «гипермобильным» не по силам.
По всем остальным параметрам и состоянию здоровья эти люди ничем от остальных не отличаются, то есть конституциональная гипермобильность является не болезнью, а физиологической (врождённой) особенностью человека, вариантом нормы. КГМ становится патологической лишь тогда, когда нагрузка превышает способность мускулатуры переносить ее.
– Как в поведении человека проявляется конституциональная гипермобильность?
– В основном она заметна именно в детские годы, и приведенные вами примеры – тому подтверждение. В подобных случаях дети с трудом справляются (или чаще не справляются) с программой физкультурных занятий.
Внешне это проявляется как неловкость, неумелость, неуклюжесть ребенка. Такие дети гораздо медленнее и качественно хуже осваивают новые двигательные навыки. Они не могут передвигаться по канату, перепрыгивать через козла, приходят к финишу последними на беговых дистанциях и так далее. Из-за этого они либо остаются сидеть на скамейке, либо очень быстро выходят «из заданий» и лишь пассивно наблюдают за общим действием, испытывая при этом эмоциональное напряжение и дискомфорт.
В бытовой обстановке эти особенности могут бросаться в глаза неловкостью выполнения трудовых поручений родителей, быстрой утомляемостью.
Но, подчеркнём, все эти проявления – вариант нормы, а не отклонение в развитии, и наиболее резко они проявляются именно на уроках физкультуры и во время занятий спортом.
Во взрослой жизни проще: человек, зная себя, может выбирать и регулировать нагрузки, больше отдыхать, не стремиться к трудовым подвигам, компенсировать затруднения через другую деятельность и так далее. Наконец, во взрослой жизни не надо непременно ходить на физкультуру и выполнять обязательный набор определённых упражнений.
– Людмила Кузьмовна, вернёмся к детям. Могу предположить, что некоторые родители, видя детские затруднения, наоборот, стараются отдать ребёнка в спортивную секцию в надежде развить физическую активность.
– Если ребёнок даже при выраженном желании и старании не справляется с предлагаемыми заданиями, то попытки отдать его «в спорт» вряд ли увенчаются успехом. Хотя при правильном подходе и, возможно, индивидуальном тренере результаты могут быть положительными.
– Значит, физкультурные занятия гипермобильным детям (людям) не противопоказаны?
– Физические нагрузки необходимы всем, естественно, с учетом индивидуальных особенностей. Ребёнка с конституциональной гипермобильностью можно (и нужно) научить (чем раньше, тем лучше), например, плавать, кататься, на велосипеде, на коньках, роликах, играть в бадминтон или другие игры, которые его привлекают. Возможно, на это понадобится больше времени, чем другим детям, зато эти умения помогут ему не чувствовать себя хуже остальных. И, главное, будут доставлять удовольствие.
Вообще, следует делать акцент
на видах физических нагрузок, доступных ребёнку.
– Но в школе есть определённая программа, которую среднестатистический ученик должен освоить. Как поступать учителям физкультуры в подобных ситуациях?
– Я не работник образования, но моё личное мнение таково: учитель должен проявить гибкость и осуществить тот индивидуальный подход, о котором много говорится, но который не всегда осуществляется на деле – в конкретной ситуации с конкретным ребёнком.
Я думаю, таким детям необходимо подбирать другие физические нагрузки, чем большинству, делая это не в ущерб их самолюбию. Возможно, выделяя им отдельное время в учебном процессе. Многое зависит от учителя и от его желания помочь ребенку, иначе ученику наносится психологическая травма. Генетически не приспособленная к физическим нагрузкам мышечная система не справляется с заданиями, между взрослыми и детьми возникают конфликты. Бывает, педагоги, родители вместо того, чтобы уделить внимание и оказать помощь своему подопечному, обвиняют его в лени, в отсутствии целеустремлённости и так далее. Дети обижаются переживают, испытывают дискомфорт, у них на долгие годы или вообще на всю жизнь формируется стойкая неприязнь к любым физическим упражнениям, развивается комплекс неполноценности.
– Людмила Кузьмовна, какие рекомендации можно дать родителям и учителям подобных детей?
– Необходимо, чтобы взрослые не игнорировали данную тему в надежде, что со временем «всё само собой рассосётся», а брали на себя ответственность за её решение, то есть проявляли заботу о ребенке в каждой отдельно взятой ситуации. Чтобы проблема решалась на уровне «взрослый – взрослый», между родителями и учителем физкультуры: пусть они вместе подумают и решат, как каждый на своем месте может помочь ребёнку. И тогда гипермобильные дети смогут избежать многих психологических травм, в том числе и сохранив статус среди одноклассников, так как любая неуспешность зачастую вызывает насмешки или даже травлю со стороны сверстников. Важно не забывать, что по всем остальным физическим параметрам и состоянию здоровья такие дети (а затем и взрослые) ничем не отличаются от остальных, просто им случилось родиться именно такими.
Телефон доверия, круглосуточная помощь психолога: 086, 8(3955) 56-49-86.
Примеры специальных упражнений для людей с конституциональной гипермобильностью
Заниматься первое время (пока не освоены упражнения) лучше ежедневно, потом – достаточно двух раз в неделю, индивидуально или малогрупповым методом. Длительность занятий – от 20 до 40 минут. Упражнения должны быть для ограниченной группы мышц (выполняющих одинаковую функцию). Амплитуда движений небольшая. Количество повторений от 3-4 (в начале курса занятий) до 8-10 (в конце). Темп медленный и средний. Общая нагрузка на таком занятии незначительная, но гипермобильные люди могут после занятия ощущать утомление, может даже появиться боль в работавших мышцах. И обязательно следует включать в занятие упражнения на растяжение мышц. Это наклоны головы в разных направлениях, широкое разведение рук в стороны и вверх, наклоны туловища вперед, в стороны, назад, а также упражнения на координацию движений и равновесие.
1. Исходное положение – стоя, подняться на носки и несколько секунд удерживаться, не шатаясь (лодыжки вместе). Медленно опуститься на пятки. Тренируются мышцы свода стопы и тазового пояса.
2. И. п. – стоя на коленях, руки на поясе. Медленно сесть на пятки. Вернуться в исходное положение. При этом ребёнок учится удерживать позвоночник равномерным сокращением всей опорной мускулатуры, укрепляются все мышцы туловища, особенно нижней части.
3. И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперёд, полусогнуты, руки на затылке. Медленно поворачивать туловище вправо-влево. Спина должна быть прямая. Тренируются опорные мышцы, координация движений ротаторов, улучшается осанка.
4. И. п. – сидя на стуле прямо, руки свободно опущены. Максимально поднять плечи, затем максимально опустить. Сначала с одной стороны, с другой, с обеих, попеременно. Цель – обучение расслаблению мышц плечевого пояса (трапециевидной, мышц шеи).
5. И. п. – то же. Сокращением межлопаточных мышц сместить плечевые суставы сзади. Цель – разгрузка шейного отдела позвоночника.
6. И. п. – то же, руки в стороны. Потянуться за рукой вправо, влево, смещая грудную клетку в сторону. Цель – укрепление мышц живота, компенсация сколиотической осанки.
7. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Потянуть руки вверх, прогнуться назад, отставив назад на носок ногу (попеременно) – вдох. На выдохе вернуться в исходное положение и сделать полуприсед.
8. И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На вдохе развести руки в стороны и отставить ногу в сторону на носок (попеременно). На выдохе вернуться в и.п. и сделать полуприсед.
9. И. п. – стоя, ноги вместе, руки подняты над головой – вдох. На выдохе сделать шаг одной ногой в сторону, руки на пояс, полуприсед. На вдохе вернуться в исходное положение. То же – другой ногой.
10. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову на 1-2 секунды, опустить.
11. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. На выдохе подтянуть ноги к груди (можно сначала поочередно). На вдохе – вернуться в исходное положение, полностью выпрямить ноги.
12. И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. На вдохе – приподнять плечи и голову, прогнувшись в пояснице. На выдохе вернуться в исходное положение.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала ИО ПНД