Грозит ли нам в ближайшее время очередное повышение цен на товары первой необходимости?
За последние годы все мы стали немного вирусологами, политологами, военными стратегами и экономистами. Последнюю «специальность» каждый осваивает во время походов по магазинам – день ото дня всё труднее сводить дебет с кредитом. Из-за скачка цен в начале весны продуктовая корзина многих ангарчан заметно похудела. Грозит ли нам в ближайшее время очередное повышение цен на товары первой необходимости? Стоит ли ждать товарного дефицита? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались найти в публичной аналитике экспертов региональных торговых сетей.
Экстремальной назвали работники магазинов «Слата», «ХлебСоль», «Командор», «Хороший» потребительскую ситуацию в первой половине марта. Подогреваемые обывательскими прогнозами, покупатели сметали с магазинных полок продукты длительного хранения – в супермаркетах и дискаунтерах наибольший рост потребления продемонстрировали товары самой доступной ценовой категории. Растительное масло покупали в 4,5 раза больше (в дискаунтере продажи выросли в 8 раз). Прирост продаж сахара-песка в весе 1 кг составил 2,5 раза. В категории «крупы» фиксировали повышенный спрос на круглый рис, а вот популярную гречневую крупу покупали всего в 0,15 раза больше обычного. При этом кратковременный дефицит наблюдался лишь на сахар – и то к концу месяца торговые сети решили этот вопрос, заполнив склады необходимым товаром, правда, по выросшей цене. Сейчас кило сладкого песка и в «Слате», и в «Командоре» стоит 79 рублей 99 копеек. Как пояснил исполнительный директор ТС «Слата» и «ХлебСоль» Ярослав Шиллер, в марте цена закупа товаров у производителей могла меняться ежедневно, к тому же и логистические разрывы вносили свои корректировки, поэтому зафиксировать цены было невозможно. Основная волна повышений закончилась на прошлой неделе, и если не будет новых вводных с курсом валют, то нового общего роста закупочных цен «на всё и сразу» ожидать не стоит. При этом рост цен на отдельные товары и группы продолжится в течение апреля и мая на уровне 5-7%. К примеру, это коснется кондитерских изделий и овощей-фруктов. На фоне отката курса валют возможна коррекция цен и в сторону снижения.
В последние три недели в ангарских супермаркетах появилась дополнительная паллетная выкладка товаров, закупленных до февральской волны повышений цен.
Не стоит, по мнению экспертов, опасаться и продуктового дефицита. В течение марта региональным торговым сетям удалось заручиться гарантиями поставок по ключевым товарам от поставщиков. В магазинах города представлен весь ассортимент необходимых товаров разных ценовых категорий. В супермаркетах можно найти и весовые предложения по крупам и макаронам. Это социальное предложение, когда покупателю не важны марка и упаковка, но есть возможность насыпать и купить столько крупы, сколько ему необходимо.
Еще одним неблагоприятным потребительским фактором кроме роста цен можно считать сокращение акционных предложений. «Нынешняя экономическая и политическая ситуации внесли свои коррективы. К сожалению, на 25% доля промо сократилась, как уменьшилась и глубина скидки в акциях, что будет ощущаться покупателями как общий рост цен на отдельные виды товаров, так как с апреля ценовые акции отменены или существенно ограничены многими (хотя и не всеми) производителями, – признает факт Ярослав Шиллер. – Например, о значительном сокращении активности заявила компания Procter (известные бренды Ariel, Fairy, Head & Shoulders). Общий же ассортимент продукции мы стараемся не снижать. Формат супермаркетов «Слата» насчитывает в своей ассортиментной матрице более 8000 товаров. Она формируется по следующему принципу: большая часть покупательских потребностей должна быть закрыта с нашей стороны тремя-четырьмя предложениями в разных ценовых категориях. Например, «первая цена», или просто эконом-сегмент, зачастую это собственная торговая марка; второе предложение в среднем ценовом сегменте – это сравнительно недорогой и, как правило, известный бренд, в категории может быть 4-6 товаров; третье предложение – «средний+», не столь популярные, но тоже востребованные ввиду дополнительных потребительских свойств товары, продукты, произведенные за рубежом, и т.д. В магазинах «ХлебСоль» матрица в шесть раз меньше – около 1300 товаров, в категории «самый доступный и необходимый товар» – 1-2 предложения».
Вывод такой – дефицита продуктов не будет. Не было бы дефицита денег у покупателей…
Ну и в завершение – про предпраздничные цены на яйца. В настоящее время десяток в зависимости от категории стоит от 90 до 120 рублей. Дорого яичко ко Христову дню – это не только афоризм про своевременность, это верно и в прямом смысле семейной экономики.