Надо сразу пояснить, что под словом «сложные» подразумеваются нездоровые люди, страдающие серьезными физическими и психическими недугами. На прошлой неделе в актовом зале Ангарского психоневро-логического интерната для соцработников была организована лекция на тему «Общение с людьми с ментальной инвалидностью». Заместитель директора по медицинской части ОГАУСО «АПНИ» Яна Юринская рассказывала об особенностях развития и поведения людей с психико-эмоциональными нарушениями.
Сами сотрудники комплексного центра социального обслуживания населения «Веста», оказывающие адресную помощь на дому одиноким, больным, немощным людям, отмечают, что в последнее время среди получателей социальных услуг возросло число психически нездоровых. Общение с ними требует определенных навыков и знаний. Это и стало главным предметом обсуждения на прошедшей лекции.
«Чаще всего первой реакцией неподготовленных людей при контакте с человеком с умственной отсталостью становятся страх и брезгливость, которые порой сложно скрыть, – говорит Яна Игоревна. – Это происходит от недостатка знаний о таких заболеваниях, от непонимания особенностей больных людей, от неумения или нежелания видеть в них личность. Но если рядовой прохожий может просто в будущем попытаться избежать общения со «странными» людьми, то социальным работникам в силу личных качеств и профессиональных обязанностей необходимо быть полезным таким больным. И каково бы ни было ваше первоначальное отношение, оно должно перерасти в эмпатию и милосердие. И для этого нужно вооружиться необходимыми знаниями».
Что такое ментальная инвалидность? Это психическое заболевание, связанное с нарушениями интеллектуального и эмоционального развития. Оно может быть врожденным или вызванным в ходе жизни неблагоприятными обстоятельствами, например травмой головы. Но чаще всего с умственной отсталостью человек рождается, и такой диагноз выставляет обычно детский психиатр, когда встревоженные родители приходят на прием с ребенком, который сильно отстает в развитии от своих сверстников.
Если при деменции человек постепенно утрачивает навыки критического и аналитического мышления, работоспособности, самообслуживания, то люди с глубокой умственной отсталостью никогда на это не бывают способны. В зависимости от поражения психики их можно сравнить с детьми разного возраста. Если человек закончил вспомогательную школу или на домашнем обучении не без трудностей научился считать, писать и читать, возможно, сумел получить несложную рабочую специальность, у него обедненный словарный запас (в основном бытового плана), но он может участвовать в беседе, то, вероятнее всего, у него легкая умственная отсталость – сколько бы ему ни было лет, выше развития ребенка 9-10 лет он не поднимется. При умеренной степени слабоумия люди испытывают еще большие трудности в обучении, как правило, в отдельных случаях способны освоить адаптивную программу начальной школы, но чаще всего могут написать только свое имя и несколько простых слов, понимают обращенную к ним простую речь и сами пытаются общаться с близкими людьми. Им нередко требуется помощь окружающих в организации быта – помочь разогреть еду, дать одежду по погоде и сезону, уложить спать. Их поведение напоминает 5-6-летнего ребенка. Тяжелая умственная отсталость характеризуется очень бедным словарным запасом – буквально несколько слов или даже отдельные слоги, неспособностью к обучению, они нуждаются в неустанном сопровождении ухаживающих за ними людей, как и дети до 4 лет. Ну и глубокая умственная отсталость – это что-то сродни младенчеству. Когда человек не говорит, не ориентируется в пространстве, не реагирует на обращения к нему.
Понятно, что люди из последних двух категорий редко становятся объектами заботы соцслужбы, потому что из-за тяжести заболеваний они круглосуточно находятся под опекой родственников и под контролем медработников. А вот люди с легкой или умеренной умственной отсталостью в силу жизненных обстоятельств (к примеру после смерти ухаживающих за ними родителей) могут нуждаться в адресной социальной помощи. Как выстраивать с ними общение?
Да, это непросто. Но вполне возможно. По словам психиатров, нужно обращаться к ним с максимально простой, доступной для понимания речью. При этом не раздражаться из-за трудности восприятия ваших просьб. Спокойным размеренным тоном повторять свои обращения. Самым правильным будет выстроить отношения наставничества – принципы доброжелательной заботы и обучения с такими людьми работают лучше всего.
«Вот представьте: вы заходите в наш интернат, идете по холлу, а вам навстречу с объятиями бежит незнакомая женщина. Что вы сделаете?» – спросила слушателей лекции Яна Юринская. Большинство соцработников ответили, что в ответ обняли бы ее. «А теперь похожая ситуация, но в другом месте. Вы идете по улице, и вам навстречу бежит незнакомая женщина с объятиями. Какова ваша реакция в этом случае? – продолжает «тестирование» аудитории Яна Игоревна. – Воздержитесь от обьятий? И это нормальная реакция. Для большинства из нас тесный тактильный контакт с незнакомцами является неприемлемым. В первом случае вы согласились на объятия, понимая, что перед вами больной человек. Но это не является причиной разрешать ему всё. Можно просто корректно остановить его рукой, поздороваться, спросить имя, назвать свое. Сказать, что рады знакомству и вашей встрече и что вам надо идти по делам. Скорее всего, человек успокоится, переключится на что-то другое. Умственно отсталые люди часто очень наивны и доверчивы, они непосредственны, как маленькие дети, и точно так же будут всегда проверять границы дозволенного, «прощупывать», что можно и чего нельзя делать. Конечно, обнять можно. Но обнять всех вы не сможете. И не сможете в этих объятиях делать свою работу – проводить уборку, готовить пищу, стирать. Необходимо учитывать это».
В ходе лекции Яна Юринская на примерах разобрала, как гасить вспышки агрессии. К сожалению, они нередки из-за неустойчивого эмоционального состояния больных людей. А еще достаточно много было уделено внимания необходимости уважения личности при общении с людьми с ментальной инвалидностью.
«Мне не раз приходилось наблюдать, как люди при встрече с человеком с умственной отсталостью стараются общаться только с его сопровождающим, игнорируя больного, – говорит Яна Игоревна. – А ведь человек вполне может понимать вашу речь и даже отвечать вам, у него свой характер, свой темперамент, свое понимание происходящего. И, «выключая» его из общения, вы невольно оскорбляете его, низводите до неодушевленного предмета. Это жестоко! Конечно, всё расспросить у здорового человека, к примеру у сопровождающей инвалида мамы, гораздо проще и быстрее, но это неправильно. Нередко сами родственники спешат ответить за больного, не давая ему шанса наладить контакт. В таких случаях я пресекаю эти попытки подмены, общаюсь с самим пациентом, а у сопровождающего после уточняю детали интересующего меня вопроса. Умейте разглядеть личность в каждом человеке, будьте терпеливы и милосердны».
Этот совет профессионального психиатра, как нам показалось, полезен не только социальным работникам, но и каждому из нас. «Взрослые дети» могут оказаться нашими соседями, покупателями в магазине, пассажирами в автобусе – они часто нуждаются в понимании и помощи окружающих.
Вера Инёшина
Фото автора