С 26 ноября 2010 года в новом кадровом составе работает Центр развития местного самоуправления. Когда решалась судьба ЦРМС – оставлять или закрыть из экономии – депутаты и администрация АМО решили, что именно эта организация займется непосредственным общением органов местного самоуправления с населением.
Как идет общение, с чем приходят в ЦРМС люди, мы говорили с руководителем центра Сергеем Кокояниным.
– О том, нужен или не нужен ЦРМС, наверное, объективно можно судить по количеству граждан, обратившихся со своими проблемами.
– С 26 ноября по 6 февраля – это более 800 обращений. Из них по 400 получен положительный результат. 428 – на контроле. Работа идет, люди приходят каждый день. В АМО 150 тысяч человек активного населения, поэтому, имея небольшой штат сотрудников, ЦРМС вынужден оптимизировать свою работу, постоянно улучшать ее качество. Центр развития местного самоуправления осваивает более серьезные уровни работы с населением, нежели это было раньше. Мы переходим от проведения конкурсов «Чистый дворик», «Лучший зеленый дворик» к решению насущных, конкретных проблем, которые возникают у наших граждан.
– Какое место в этом перечне занимают вопросы, связанные с ЖКХ?
– Первое. Тема ЖКХ по-прежнему более всего волнует людей. Причем это не единичные вопросы, а, скорее, целая система. Люди просят провести собрание, на котором наши специалисты консультируют, как себя грамотно вести, чтобы жилищные компании приняли тарифы, установленные собственниками жилья. За 5-6 февраля, например, было проведено три таких собрания. Надо сказать, что в этом вопросе есть положительная динамика. Мы достигли определенного взаимопонимания с главой города Леонидом Михайловым, его заместителем Юрием Дудаковым. Принимаем участие в совместных совещаниях с руководством жилищных компаний. Надеемся на то, что они будут конструктивны, и гражданам, которые обращаются к нам за помощью, не придется решать эти вопросы в судебном порядке.
Жилищные компании идут на диалог, понимая, что жить и работать как вчера – не получится. Понятно, что задача управляющей компании, как и любой коммерческой организации, – получение прибыли. У ЦРМС иная цель – многоквартирные дома должны содержаться в таком состоянии, чтобы затем не пришлось в пожарном порядке изыскивать бюджетные средства на восстановление разрушенного жилья. Этот процесс нужно контролировать.
– Капитальные ремонты, постоянно растущая доля ветхого и аварийного жилья – это больные темы. Люди и в газету жалуются на качество уже проведенных капремонтов, на то, что их дома почему-то не включают в эту программу...
– Таких обращений у нас 22. Ангарчане сообщают о том, что их, жильцов дома, никто не спрашивал, согласны ли они на капремонт дома, просят проверить обоснованность составления смет и т.д. Люди обращались с этими вопросами и в прокуратуру, получили ответы, в которых подтверждается, что собрания собственников жилья не проводились, деньги на капремонты были выделены с нарушением федерального закона, но если эти действия будут обжалованы и использование средств будет признано неправомерным, гражданам придется оплатить полную стоимость ремонта. На мой взгляд, это недопустимо, это неправильно. Прокуратура, «око государево», должна реагировать на нарушения закона.
Кроме того, возникает множество вопросов о том, почему в перечень нуждающихся в капремонте попадают те или иные дома, какова очередность, где логика? Почему немалые федеральные деньги идут на те дома, которые вполне могли бы подождать? Почему не ремонтируются самые старые? Специалисты ЦРМС занимаются аналитической работой по данному вопросу, мы готовим обращение к депутатам, будем вместе думать, куда идем, к чему нас это приведет...
– Кто в Ангарске занимается обследованием состояния жилищного фонда, насколько качественно ведется эта работа?
– Проблема в том, что жилищная инспекция не реагирует на обращения граждан. Людей направляют к Воронину, в Иркутск. А в Ангарске 5 млн кв. метров жилья и один специалист жилищного контроля в надзоре. Он просто физически не в состоянии выполнять свои функции в полной мере. Отсюда чрезвычайные ситуации, время от времени случающиеся в ангарских домах. И практика показывает, что чем дальше, тем больше их будет.
– Перевод жилого помещения в нежилое в обход закона – для Ангарска это стало повседневной практикой.
– Хочу привести в пример ситуацию с домом №46 в 10 микрорайоне. На первом этаже дома граждане выкупили квартиры и хотели перевести их в нежилые помещения, не имея разрешительных документов на реконструкцию этих помещений (в подобных домах все конструкции – несущие), вырубили двери... По этому поводу были проинформированы ГО и ЧС, прокуратура. К сожалению, сами жильцы дома прореагировали вяло – а жить в таком доме просто опасно.
– Пассивность основной части населения, нежелание тратить личное время и нервы на то, чтобы довести вопрос до логического завершения – это тоже бич нашего времени и общества. Люди не стремятся отстаивать свое имущество, добиваться приемлемых условий обслуживания домов управляющей компанией...
– В ЦРМС достаточно много обращений по использованию общедомового имущества. Здесь тенденция такая: обычно жилищные компании без ведома собственников используют чердаки, подвалы. В подвальных помещениях размещают столярные, слесарные и прочие цеха, бывает, хранят лакокрасочную продукцию и т.д. В таких случаях мы помогаем гражданам в реализации их прав. Жильцы многоквартирных домов могут использовать общедомовое имущество в своих интересах и заработанные средства использовать для улучшения состояния своего дома. Управляющие компании, естественно, против.
– Если человек не может решить обычный бытовой вопрос с обслуживающей дом компанией, он, надо полагать, идет к вам. Всегда ли удается помочь? И еще – не раздражает ли такое распыление по мелочам?
– Не раздражает. Иногда затянувшаяся бытовая проблема может превратить жизнь в ад. Конкретный пример. К нам обратились жильцы дома №15 22 микрорайона. Два месяца они жили в аварийных условиях – прорвало канализацию, нечистоты стояли в подвале, люди задыхались от смрада. Обращения в «Агату-Сервис» были безрезультатными. Поэтому жильцы дома пришли в ЦРМС. Мы достучались до управляющей компании. Ее работники убрали подвал под веничек, посыпали опилками...
– Чтобы заставить слесаря сделать свою работу, задействовали целый приводной людской механизм. Как это по-нашему!
– На мой взгляд, проблема в том, что некоторые управляющие компании захватили такой рынок, который они просто не в состоянии обслужить. Отсюда и соответствующее качество.
– Обращаются ли к вам, разочаровавшись в участковых, по поводу наркоточек в квартирах?
– Количество подобных обращений – более 60. Информацию мы сразу же передаем. Информация свежая – о вновь открывшихся наркоточках, о закрывшихся...
Заниматься приходится самыми разными вопросами. К нам идут, значит, мы нужны.
Беседовала Ирина Сутырина