…В конце нынешней зимы на Байкале творились удивительные вещи: художники из разных городов страны приехали на Ольхон, чтобы насладиться красотами замерзшего озера и выразить свои впечатления в… керамических работах. С 15 февраля по 15 марта здесь проходил всероссийский симпозиум «Байкал-КераМистика», в рамках которого мастера создали уникальную коллекцию расписных блюдец. И 21 февраля в выставочном зале Ангарского городского музея на улице Глинки состоялось открытие экспозиции «Байкал-КераМистика. Айс».
«В работе симпозиума приняли участие 33 известных и начинающих художника, скульптора, мастера прикладного творчества из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Красноярска, Кунгура, Обнинска, Иркутска и Ангарска, – рассказала один из организаторов мероприятия Татьяна Ерошенко. – Специально для этого мы при поддержке Президентского фонда культурных инициатив построили в Хужире теплую мастерскую, где участникам было предложено изобразить моменты увиденного и пережитого на Байкале. Надо сказать, что среди них были те, кто никогда раньше не посещал наши места, и эта зимняя встреча с Байкалом стала для них открытием нового мира. Далеко не все владели техникой подглазурной живописи по керамике, так что получился интереснейший эксперимент, творческая авантюра. Одни расписывали тарелки кистью или пером, другие использовали мастихин и поролон, третьи терли изображение кулаком, скребли ножом, брызгали спиртом поверх скипидарной основы – творили что хотели! А какая замечательная атмосфера царила на пленэре – чем холоднее было на побережье, тем горячее и азартнее у нас в мастерской! В такие моменты творческой концентрации случаются настоящие прорывы и озарения. И всегда рождается что-то новое, мощное и живое».
То, что получилось в итоге, сейчас можно увидеть в выставочном зале. Живописцы-традиционалисты писали на тарелках реалистичные пейзажи и этюды из жизни Хужира. Например, туристы делали селфи на фоне Шаманки – обычное дело на Ольхоне. И это было талантливо запечатлено на тарелках! Графики работали тоном, пятном и линией – их «керамические» картины передают моменты настроения, переменчивого, как байкальские ветра. Кто-то вдохновлялся
видом из окна, кто-то гулял
в поисках вдохновения среди хужирских домиков и красочных сэргэ – ритуальных коновязных столбов, – а кто-то изучал древние легенды и сказания, пытаясь через них понять сущность Байкала. Были и такие, кто просто ложился на прозрачный лед и всматривался в его глубины, наполняясь силой и творчеством. Подобные сюжеты тоже присутствуют на выставочных тарелках. Байкал у всех разный – от бытового до фантастического!
Особенность этой выставки кроется не только в своеобразии создания работ – экспозиция впервые после состоявшегося симпозиума представлена зрителю, и в таком полном собрании эту коллекцию расписных тарелок больше никто не увидит. После выставки в Ангарске фарфоровые картины разъедутся по разным музеям и творческим студиям России. Как говорится, спешите видеть!