Говорить о нехватке мест в дошкольных учреждениях Ангарска можно бесконечно. Но если для обычных яслей и садов общеразвивающего вида эта проблема в последнее время как будто начала решаться – за счет общей электронной очереди и централизованного распределения детей, то в МДОУ компенсирующего вида №9 мало что изменилось. Мест для детей с заболеваниями центральной нервной системы (а именно таких воспитанников сюда принимают) катастрофически не хватает. И очередь увеличивается с каждым годом – ребятишек с серьезными нарушениями рождается все больше. А подобное дошкольное учреждение в городе одно.
Оно начало свою историю в 1966 году с яслей при горздраве, сменило три здания, до того как обосновалось в 92 квартале. Сегодня здесь работают одна ясельная, 4 дошкольные группы и один школьный класс, дети из которого относятся к школе №6. Но учатся они в здании сада, ведь здесь есть все необходимое оборудование для ребят, которые передвигаются с трудом. Класс на базе сада существует уже 17 лет, но набирается он раз в четыре года. Среди 45 выпускников этого класса есть даже два медалиста. Небольшое количество выпускников – это как раз показатель хорошей работы педагогов. В подобном учреждении только рады, если реабилитация воспитанников проходит удачно и они могут продолжить обучение в обычной общеобразовательной школе.
Педагоги отдают своим детям огромное количество сил и душевного тепла. Работа воспитателя неимоверно сложна, а с особенными детьми – особенно. Их главная задача – сделать все, чтобы ребенок не замыкался в себе, раскрывал свои способности и таланты. И здесь этого добиваются. Стоит вспомнить хотя бы юного Виталия Сухова, который уже известен ангарчанам как подающий надежды вокалист.
Надо сказать, что в реабилитации нуждаются не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и их родители. Мамы, устроив ребенка в сад, могут наконец вырваться из своего вынужденного заточения, выйти на работу. Детское учреждение объединяет родителей, вместе им легче справляться с трудностями, обмениваться информацией, которую зачастую трудно добыть поодиночке.
Не секрет, что в нашем городе проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья не то чтобы замалчиваются, но афишировать их как бы не принято. К примеру, у нас не существует общего списка детей-инвалидов, которые нуждаются в особом, квалифицированном уходе. Каждый педиатр ведет учет таких ребятишек на своем участке, есть данные в соцзащите, но их никто до сих пор не объединил. Общество в целом не готово принять их как равных.
Однако здесь начинаются подвижки. Сейчас делаются первые шаги к социализации детей с нарушениями опорно-двигательной системы и с сохранным интеллектом. С 1 сентября 2011 года для них откроется специально оборудованный пятый класс на базе средней общеобразовательной школы №6. Опрос показал, что 90 процентов школьников к появлению в стенах своего образовательного учреждения особенных детей относятся положительно. Сюда будут переводиться выпускники детского сада №9. Это позволит дошкольному учреждению набрать дополнительную группу.