«Еще вчера мой сын был примерным ребенком – добрым, ласковым. А теперь его словно подменили: чуть что – огрызается, на замечания реагирует раздраженно. Даже не знаю, что и делать в этой ситуации», – делится с коллегами мама 12-летнего Виталия, понимая, что у мальчика начался сложный переходный период.
Подростковый возраст (примерно от 11 до 14-15 лет) – граница между детством и взрослостью. Обычные характеристики этого возраста: переходный, трудный, критический. Многие взрослые заранее с опасениями ждут этого времени в жизни своих детей. С наступлением же подросткового периода ищут варианты, как им исправить ребенка, чтобы он вновь стал послушным и управляемым; реже задумываясь о том, что прошлого не вернешь и что им самим необходимо в чем-то изменить свое поведение для стабильных и доброжелательных взаимоотношений с повзрослевшими детьми.
Переход от детства к взрослости касается всех сторон развития подростка – физической, интеллектуальной, нравственной, социальной, психической. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости на фоне психоэмоциональной нестабильности. Часто можно слышать: вот, мол, был хорошим, послушным мальчиком (девочкой), а теперь грубит или молча поступает по-своему; был ровным и спокойным, а стал взрывным; был робким, стал заносчивым и так далее.
Подобные внешние выражения внутренних изменений проявляются (особенно в крайних формах) далеко не у всех подростков, но довольно часто. В том числе и поэтому подростковая среда является объектом особого внимания не только родителей и педагогов, но и общества в целом.
Внимание это усиливается, когда подростки в силу разных личных обстоятельств перестают посещать школу, отказываются учиться, убегают из дома, предпринимают суицидальные попытки. На фоне перечисленных и других проявлений подросткового возраста растет тревожность родителей, имеющих детей 11-15 лет. И выражается эта тревожность у части взрослых не в стремлении к оптимизации взаимоотношений с ребенком (организовать семейный отдых, съездить на экскурсию, принять участие в интересном походе и прочее), а в подозрительном отношении к детям и поиске возможных проявлений их неблагополучия.
• • •
Мама Оксаны, придя домой после школьного родительского собрания, долго и подробно рассматривала руки дочери в поиске порезов, а ничего не обнаружив, строго наказала: «Только попробуй…» Естественно, поступок женщины не улучшил и без того напряженные отношения с ребенком. Кстати, у самой Оксаны даже мысли не возникало ни о каких самоповреждениях.
Другой пример. Родители Игоря, услышав, что есть сайты, где размещена информация, подталкивающая детей к совершению суицида, вызвали сына на откровенный разговор, долго рассказывали ему о ценности и смысле жизни, о необходимости быть бдительным в социальных сетях и вообще очень осторожным в наше непростое время.
После такого подробного и непривычного по количеству затраченного на него времени разговора (обычно родителям беседовать с подростком некогда) Игорь позвонил одноклассникам с вопросом, знают ли они о подобных сайтах, которые «интересно было бы посмотреть».
Общаясь с подростками, взрослым необходимо учитывать, что чрезмерные профилактические действия с их стороны могут сыграть противоположную роль в деле воспитания. Некоторые родители в силу той же тревожности забирают у подростков телефоны, максимально ограничивают доступ к компьютеру, что, естественно, приводит к разного рода и содержания семейным конфликтам.
Представить жизнь современного подростка без телефона вряд ли возможно. На приеме у психолога дети рассказывают, что взрослые лишают их телефона на неделю, месяц, иногда на неограниченные сроки: «Получил «двойку»? Пока не исправишь, телефон не вернем».
Дети обижены, расстроены, растеряны, обозлены, то есть переживают целый спектр отрицательных эмоций, в которых и пребывают во все время отсутствия необходимой составляющей их жизни.
Ситуации, связанные с телефонами, вообще неоднозначны: с одной стороны, заберешь телефон – обязательно возникнут проблемы, но и разрешать детям «зависать» в нем чуть ли не сутками тоже нельзя.
Вот такая полярная история, в которой взрослым, если они хотят сохранить отношения со своими детьми, придется проявить всю свою гибкость и терпение. Зачастую искать и находить, возможно, нестандартные способы выхода из напряженных ситуаций.
• • •
Екатерина Ивановна пришла домой после напряженного рабочего дня и обнаружила на двери комнаты сына листок с надписью: «В мою комнату входить запрещено. Надоели все!» Первая реакция женщины: «Сейчас я ему устрою, еще чего не хватало – «не входить!». Живет на всём готовом, помощи от него не дождешься, а теперь еще и условия родителям выставляет…»
Однако у этой мамы хватило мудрости и понимания мотивов поведения сына (накануне произошла ссора из-за его учебы), чтобы повести себя по-другому. Екатерина Ивановна спокойно постучала в дверь и спросила: «Сын, а к вечеру у тебя настроение поменяется? Можно будет зайти?» Спросила без всякой иронии и сарказма, просто по факту его поступка. Часа через два листок исчез и дверь была приоткрыта, появилась возможность нормально поговорить, что мать с сыном и сделали.
Простая ситуация, которая при неправильном поведении взрослого человека могла привести к серьезному конфликту.
• • •
…Разные семьи, разные родители и подростки, разные отношения между ними. Но при всей этой разности родители должны помнить и учитывать, что у подростков проявляется тенденция к максимализму, отчего возникает немало трудностей в жизни. Им сложно осознать многообразие и неоднозначность реальных отношений между людьми, на этом фоне возникают конфликты с родителями, учителями, сверстниками.
Всё, что не соответствует логике подростка, он готов отвергнуть. Плюс происходит открытие своего внутреннего мира, возникают проблемы самосознания, принятия себя, самоопределения. Всё это важно и волнует, но при этом может вызывать тревожные переживания, к ощущению собственной неповторимости присоединяется чувство одиночества, внутренней пустоты, ощущение, что другие неспособны понять, не проявляют уважения, игнорируют. На фоне эмоциональной нестабильности, противоречивости эмоций подростки могут разочароваться в жизни, не видеть смысла в ней.
В том числе и поэтому подростковый возраст – время, когда дети нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны взрослых, чтобы разобраться в себе, расставить правильные акценты в окружающей их действительности.
Отрицательные эмоции, связанные с внутрисемейными отношениями, блокируют способность реально видеть происходящее. Причина строгости и критики со стороны родителей – волнение за ребенка, а подросток считает, что его не любят, поэтому так себя ведут. Если наладить взаимоотношения с детьми самостоятельно не получается, обращайтесь к специалистам, ставя перед собой целью не исправление детей в желаемую для вас сторону, а расширение собственных возможностей для помощи своему ребенку в прохождении сложного подросткового периода. Приведенные в статье имена изменены.
Телефон доверия, круглосуточная помощь психолога: 8(3955) 56-49-86, со стационарного номера – 086.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера