«У нас в подьезде пол провалился – образовались дыры прямо в подвал. Не дай бог кто-нибудь туда угодит – в доме много детей живет. А управляющая компания, вместо того чтобы устранять аварийную ситуацию, воспользовалась моментом и шантажирует жильцов: не поднимете тариф на обслуживание – не будем заделывать дыры!» – с такой жалобой в минувший понедельник к нам в редакцию обратились жители Китоя, проживающие по адресу: улица Заводская, дом 11. Чтобы понять, что произошло, мы отправились на место в тот же день.
Это здание с большими окнами, кирпичной облицовкой и мансардой на жилое не похоже. Других таких в микрорайоне не найти. В 1988 году его возвели для управления «Китойлеса». Сейчас же здесь обустроено 47 квартир, двери которых расходятся по разные стороны широкого коридора. Так что подъездов в привычном понимании слова тут нет. Проломы в полу находятся почти на входе – живущим на первом этаже приходится аккуратно перешагивать порог и обходить вздыбленную плитку. Говорят, что дыры эти появились еще в середине весны. Почему никто не спешит их заделать?
С этим вопросом мы обратились в обслуживающую дом управляющую компанию – ООО «Надежное», офис которого размещен здесь же, на Заводской улице. Об аварийной ситуации в четырехэтажке тут знают, но средств, чтобы латать эти дыры в полу, в УК нет. Как пояснила управдом Надежда Сергеевна, тариф на обслуживание установлен крайне низкий – 9 рублей 80 копеек, а строка «текущий ремонт» в договоре с собственниками отсутствует. Вернее, формально она есть, но там значится сумма в 4 копейки с квадратного метра. Даже при полной собираемости за год со всего дома на текущий ремонт удастся наскрести только 800 рублей. Что можно сделать на эти деньги при нынешних ценах на стройматериалы? Только руками развести. И даже эти средства УК с жильцов собрать не может – в настоящее время только ООО «Надежное» собственники задолжали более 300 тысяч рублей. Про долги за воду, отопление, капремонт, ТБО – вопрос отдельный.
«Я категорически не соглашусь с формулировкой о шантаже с нашей стороны – мы ищем возможности решить эту проблему, – сказала Надежда Сергеевна. – Вообще здание бывшего «Китойлеса» всегда было достаточно проблемным в обслуживании – его перевели в жилое только в 2011 году, и при перепрофилировании с административного подрядчик экономил на всем, на чем возможно. Не зря здесь квартиры стоили почти вдвое дешевле, чем аналогичные в других благоустроенных домах Китоя. Как только люди заселились, сразу же начались проблемы с инженерными коммуникациями, вышла из строя щитовая. Ну и эти провалы в полу – тоже результат некачественной перепланировки здания из административного в жилое. Как раз на месте этих дыр когда-то была лестница. Видимо, после переделки перекрытия не укрепили должным образом. И сейчас для устранения ситуации нельзя просто залить всё это бетоном – в коридоре под полом проходят трубы, и у слесарей должен быть допуск к коммуникациям. Мы уже нашли строительную организацию, которая выполнит эти работы. Цена вопроса – 217 тысяч рублей. Причем подрядчик пошел навстречу и согласился на рассрочку сроком 5 лет. Но без повышения тарифа на обслуживание и без увеличения ежемесячной платы за текущий ремонт не будет никакой гарантии закрыть этот долг. Мы это и пытаемся разъяснить собственникам квартир. В ближайшее время члены совета дома хотят инициировать проведение собрания, где будет решаться вопрос об изменении тарифа. До этого момента решить вопрос с ремонтом не представляется возможным».
На самом деле «план Б» имеется – в случае признания ситуации аварийной, угрожающей жизни и здоровью людей, она подлежит устранению в срочном порядке и без всяких условий. Потому что, если кто-то получит травму, провалившись под пол в месте общего пользования, и подаст иск о взыскании ущерба, суд будет рассматривать обстоятельства, приведшие к этому. И низкий тариф не станет оправдывающим аргументом в этом деле. Отстаивающим свои права на безопасное проживание в доме людям следует писать обращения в Жилнадзор и прокуратуру. Но к аргументам управляющей компании мы тоже советуем прислушаться – они вполне разумные. О цене коммунальных услуг, о стоимости качественного обслуживания дома нужно договариваться, не забывая требовать отчет о проделанной работе. Низкий тариф, отсутствие отчислений на текущий ремонт, большая коммунальная задолженность могут привести к расторжению договора об обслуживании – и тогда дом рискует неожиданно перейти в разряд «условно благоустроенных», запущенных, нежелательных для управляющих компаний. За 4 копейки работать не будет никто.