То, что родители ответственны за своих детей, причем не только за их физическое здоровье и материальное благополучие, но и за психоэмоциональное состояние, для большинства взрослых очевидно. Но, к сожалению, подобная очевидность у части этих же взрослых не распространяется на собственное поведение.
Не наше дело?
Ангарск. Парковая зона «У сурка». Теплый погожий выходной день.
Мальчику примерно около трех лет, он весело бежит по пешеходной дорожке в сторону, противоположную «маминому направлению», женщина догоняет его, хватает резко за ручку и тащит туда, куда, по-видимому, намеревалась идти. Действие сопровождается дикими криками ребенка и громкой руганью мамы в его адрес.
Казалось бы, ситуация должна просто и быстро разрешиться: вот сейчас мама вспомнит, что сынок еще маленький, и переключит его на другое либо просто возьмет на ручки, чтобы успокоить. Это не составит особого труда.
Но не тут-то было: конфликт набирал обороты, сидящие на скамейках мирно отдыхающие люди, которым порядком надоела эта разборка, довольно корректно попытались вмешаться в ситуацию, но женщину это не остановило, скорее, наоборот. Досталось и невольным свидетелям неприглядной картины: «Сидите и не лезьте не в свое дело!»
Хочется надеяться, что произошедшее – это не система, что молодая мама быстро отойдет и мир между близкими людьми восстановится. И не просто отойдет, а сделает выводы, что так поступать с ребенком нельзя. Ведь он маленький, живет непосредственными реакциями. Задача взрослых – не быть категоричными и не настаивать упорно на своем, в чем-то уподобляясь тому же ребенку, а проявлять гибкость, понимая, что в подобных ситуациях за мирное разрешение ситуации ответственны именно они (родители), а не трехлетний ребенок.
Хочется надеяться… Иначе малыш будет чувствовать себя несчастливым. Если самые близкие люди, родители, не понимают и не принимают ребенка, он не только ощущает одиночество, ему кажется, что его не любит и отвергает весь мир.
Про Костю и его маму
Костя посещает младшую группу детского сада. Мальчик активный и очень подвижный, не может усидеть на одном месте больше пяти минут, постоянно требует к себе внимания.
Об этом маме чуть ли не ежедневно говорят воспитатели. Женщина терпеливо выслушивает, обещает принять меры.
Но какие методы можно применить к трехлетнему ребенку? С ним надо общаться, учитывая особенности возраста и темперамент, играть, развивать внимание, память, мышление (благо информации в этом направлении сейчас много: набрал несколько слов в поисковике компьютера и теоретические знания получены, главное – не забывать их использовать практически).
И еще очень важно не забывать, что основы характера человека формируются до пяти лет. Мама Кости об этом помнит всегда.
Мальчику повезло: его мама всегда настроена на волну сына, в играх мама ведущая, но ребенок думает, что главный он. Направляя энергию сына, женщина развивает в нем умение общаться, строить нехитрый сюжет, доводить начатое действие до его логического завершения – это и есть основы основ формирования будущей социальной устойчивости.
Мама никогда не кричит на ребенка, она любит его больше своего настроения и усталости, умеет справляться со своим раздражением, и на сына оно не распространяется; она умеет осознавать, что ребенку не до взрослых проблем, он проходит один из самых важных этапов своей жизни. Она помнит, что мать дает детям первую в их жизни поддержку, которая станет для них основой устойчивости на все последующие годы.
Вот такие разные мамы и разное отношение к детям, очевидно одно – что заложил, то и получишь.
Памятка для родителей на каждый день
Дети не всегда умеют хорошо слушать и слушаться старших, но они хорошо умеют их копировать. Чрезмерная строгость рождает напряжение и страх, грубость рождает ненависть. Гнев на ребенка – кратковременное безумие.
Устойчиво непослушный ребенок – результат неразумного поведения родителей. Позволять себе насмешки над детьми – проявление невоспитанности взрослых. Если ребенок ошибается, ему нужна помощь, а не выговор или наказание. Когда ребенка ругают и всячески огорчают, тогда он с малых лет чувствует себя одиноким, обиженным и беззащитным.
Если детей наказывают физически, в них развивается агрессивность, направленная на окружающих, а в будущем, возможно, на членов своей семьи, или аутоагрессия – агрессия, направленная на себя (непроходящее, саморазрушающее чувство вины, самоповреждения, попытки суицидов и другое). Если ребенка часто обманывают, не выполняя обещанное, он перестает верить людям.
Воспитание – это менее всего слова, то есть в последнюю очередь слова. А прежде всего – поступок, действие, пример.
Воспитание детей – это не милая забава, а труд, переживания, усилия, которые при правильном отношении вознаграждаются только по прошествии времени. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа при воспитании детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери, близких родственников; это их позитивное или негативное (в целом) отношение к миру, к окружающим людям, к делу.
Вспомните слова известной когда-то песни:
… Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего вы – родители,
А всё остальное – потом!
С этим трудно не согласиться…
Телефон доверия, круглосуточная помощь психолога: 8(3955) 56-49-86, 086 – стационарная связь, бесплатно.
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог отделения детской психиатрии Ангарского филиала Иркутского психоневрологического диспансера