132 года прошло с тех пор, как один из самых репертуарных драматургов мира – Антон Чехов – побывал в Иркутске. Он с удовольствием провел в столице Восточной Сибири неделю – с 4 по 11 июня (по старому стилю, разумеется), после чего продолжил свое благородное, небывалое по тем временам путешествие в край каторжников – на остров Сахалин.
Эта поездка имела необратимые последствия для здоровья Антона Павловича, стала предметом описания в двух его книгах: «Из Сибири» и «Остров Сахалин» – публицистических произведениях, настоящих журналистских исследованиях. А кроме того – причиной появления в 2013 году всероссийской акции «Маршрутом Чехова по Сибири на Сахалин».
Несмотря на то что Ангарска в прошлом веке и в помине не было, Чехов точно проезжал по его нынешней территории. Этим мы обязаны знаменитому Сибирскому, или Московскому, или Кандальному тракту, память о котором хранит ангарская улица Московская. Поэтому несколько лет подряд ангарские библиотеки участвуют в чеховской акции. 2022 год не стал исключением.
7 июня в литературное путешествие «С Чеховым по Сибири» отправились ребята из лагеря дневного пребывания школы №9, которые побывали на абонементе Центральной городской библиотеки. Посмотрели на сибирские города и реки, озеро Байкал и станцию Лиственничную (сегодняшнюю Листвянку) глазами писателя, известного им только по юмористическим рассказам.
15 июня «По следу гения на остров Сахалин» отправились другие ребята с летней площадки школы №9. Видеолекторий под таким названием предложили школьникам в читальном зале ЦГБ.
И, наконец, 16 июня в отделе краеведения ЦГБ в рамках акции состоялась встреча с краеведом Надеждой Елькиной, которая представила собравшейся взрослой аудитории свою последнюю книгу «Станция Суховская. «Я смутно помню деревенский дом».
Деревня Суховская стояла как раз на Московском тракте. Сохранилась даже старая фотография ямской избы, где путешественники отдыхали и меняли лошадей. Антон Павлович не упоминает об этой остановке, но, возможно, именно здесь он писал родным письма о своих дорожных впечатлениях.
Тогда, по словам Надежды Петровны, всё мужское население Суховской занималось извозом: на участке Сибирского тракта от Томска до Иркутска «работали» 16 тысяч ямщиков! Когда появился Транссиб, ямщики «переквалифицировались» в железнодорожников.
Жители станции Суховской, которые присутствовали на встрече, а до этого помогали в составлении книги, отметили, что сегодня тракт пролегает не там, где в 1890 году. В 60-е годы прошлого века он был спрямлен, разделился на Старо-Московский и Московский.
И тем не менее в Ангарском городском округе появилась реальная точка на маршруте Чехова по Сибири на Сахалин – это станция Суховская.