Звонки от мошенников стали частью нашей жизни. Им уже никто не удивляется, всё чаще абоненты кладут трубку, не дослушав звонящего. Даже не ругаются – какой в этом смысл? На том конце провода в большинстве случаев включается запись… И мошенники, как тараканы, приспосабливаются к меняющимся условиям: находят всё новые способы подобраться к чужим деньгам.
Вопиющий случай произошел недавно в нашем городе. 85-летней ангарчанке, давно не выходящей из квартиры, позвонили якобы из Центральной городской библиотеки, что в 17 микрорайоне, и попеняли, что она является задолжницей. Женский голос пояснил: она вовремя не принесла книгу, которую брала в библиотеке, и теперь должна вернуть книгу или заплатить денежную компенсацию. Через пару дней вновь зазвонил телефон и уже мужской голос спросил, когда ей будет удобно, чтоб библиотекари приехали за деньгами. Женщина пожаловалась дочери на странные звонки. Дело в том, что она не только задолжницей – она даже читательницей библиотеки не является.
Это подтвердили в Центральной библиотеке, куда позвонила дочь женщины. Ни в одном из структурных подразделений Централизованной библиотечной системы Ангарска не зарегистрирована читательница с таким именем. Из библиотеки ей никто не звонил. Если у пенсионерки снова потребуют деньги, она обратится в полицию.
По нашей просьбе библиотекари рассказали, как происходит работа с задолжниками.
Согласно правилам пользования библиотекой издания из фонда выдаются на 15 дней. Затем можно продлить срок пользования не более двух раз подряд любым удобным способом: придя в библиотеку, позвонив, обратившись по электронной почте или через личный кабинет на сайте ЦБС. Задолжником будет считаться человек, который не вернул книгу после того, как срок пользования документом из фонда библиотеки истек.
По правилам в случае невозвращения библиотечных документов пользователю направляют извещение по почте или сообщают по телефону о необходимости возврата книг в библиотеку. Сейчас широко применяются также смс-сообщения, мессенджеры – и это дает положительный эффект.
Если читатель потерял или испортил библиотечную книгу и она не может быть возвращена в библиотеку, он должен заменить ее «таким же изданием, признанным библиотекой равноценным». Равноценными считаются документы, изданные, как правило, за последние 1-3 года и по стоимости не менее стоимости утраченного либо испорченного издания. Поверьте, библиотекари всегда подскажут, какую книгу можно принести взамен потерянной.
И только в редком случае невозможности равноценной замены пользователя попросят возместить стоимость утраченного издания. «При оценке каждого издания за основу принимается его первоначальная цена (по учетной документации) с применением установленных действующим законодательством переоценочных коэффициентов». Эта процедура исключает приезд на дом к читателю за деньгами.
Уважаемые ангарчане, будьте бдительны! Представителям библиотечной профессии в нашем обществе доверяют. Так же как и медикам, полицейским, специалистам из ЖЭКа… Кем еще могут представиться мошенники, чтобы беспрепятственно проникнуть в вашу квартиру, допишите сами. Не верьте подобным звонкам! И на всякий случай позвоните в библиотеку – уточните свой читательский статус.