Приближается празднование юбилея Ангарской детской школы искусств №3 – в этом году ей исполнится 50 лет. Жизнь здесь бьет ключом, а часто и взрывается фейерверком, ведь юные музыканты то и дело становятся призерами и победителями различных конкурсов и фестивалей. Конкурсы и фестивали разных уровней проводятся и в стенах самой школы. Выпускники ДШИ-3 покоряют самые престижные концертные и сценические площадки. В уютном концертном зале школы нередки именитые гости, чьи выступления по всему миру расписаны на месяцы вперед... А во главе этого учреждения дополнительного образования стоит очаровательная женщина, талантливый музыкант и прекрасный руководитель. Сегодня мы побеседуем с директором детской школы искусств №3 города Ангарска Татьяной Зелениной.
– Татьяна Владимировна, прежде всего вы – музыкант, создатель и руководитель одного из ведущих музыкальных коллективов города.
– Да, образцовый оркестр русских народных инструментов «Перезвоны» отметил в этом году свое 25-летие. Юбилейный концерт «С любовью в сердце, с музыкой в душе» прошел во Дворце культуры «Нефтехимик» 14 апреля. Наши оркестранты играли с профессиональными музыкантами, лауреатами всероссийских и международных конкурсов – Юлией Поповой, Анастасией Пирозерской, солисткой оркестра русских народных инструментов Иркутской областной филармонии Аленой Молчановой и солисткой Иркутского русского оркестра Ольгой Кустовой, Маргаритой Буяновой...
– Выпускницей вашей школы...
– Среди солистов она была не единственной выпускницей. Преподаватель по классу баяна Анастасия Пирозерская, преподаватель и концертмейстер Юлия Попова... В школе на сегодняшний день работает 11 выпускников, я тоже ее окончила. Каждый шестой выпускник школы искусств №3 связал свою жизнь с музыкой.
– А каким был ваш путь в профессию?
– Музыка сопровождала меня с самого детства: дед был баянистом-самоучкой, бабушка хорошо пела. Когда семья собиралась за столом, всегда звучали песни. Но моя первая попытка поступить в музыкальную школу оказалась неудачной: я чересчур разволновалась перед строгой приемной комиссией. Выбор пал на фигурное катание, которым занималась три года, причем весьма успешно. В общеобразовательной школе посещала бальные танцы, вокальный ансамбль. Чуть позже увлеклась баскетболом, получила второй юношеский разряд… И только в 12 лет пришла в класс домры в третью музыкальную школу. Попала к молодому педагогу, лет на шесть меня старше: с ней было интересно, легко, свободно, она очень хорошо меня понимала. И увлеклась. Да так, что решила сделать домру своей профессией, хотя до этого хотела быть учителем русского языка и литературы. Обсудили на семейном совете – и я поступила в музыкальное учебное заведение.
– Директором тоже хотели стать?
– Даже в мыслях такого не было! Но в 2013 году школа осталась без руководителя: мы потеряли Людмилу Васильевну Кравченко. Коллеги настойчиво предложили возглавить школу. А я тогда жила «Перезвонами», своим классом, у нас был всплеск концертно-гастрольной деятельности, победы в конкурсах и фестивалях: Москва, Франция… Мы стали вторыми в городском конкурсе «Зажги свою звезду» – и это оркестр народных инструментов! Направление не слишком популярное – по сравнению с теми же скрипачами ансамбля «Вдохновение», которые победили. Времени на раздумья не было – надо было принимать решение. Я руководствуюсь философией, что, если передо мной встает какой-то вопрос, значит, у меня есть ресурс для его решения. Отступать перед трудностями не привыкла – а школа полгода оставалась без руководителя. Снова был семейный совет… В следующем году будет 10 лет, как я стала директором.
– Что ваше пребывание в должности директора дало школе, видно по ее достижениям. А что этот пост дал лично вам, чему научил?
– Самое главное – расширил горизонты восприятия мира. До этого оно было ограничено заботами семьи, класса, оркестра. Должность раскрыла во мне определенные качества, жизнь наполнилась новым смыслом. Быть руководителем – это, прежде всего, ответственность: за весь коллектив школы, преподавателей, учащихся, перед родителями. Это умение принимать решения. Когда вступила в должность, много училась и тогда же поняла: чтобы быть грамотным руководителем, нужно заниматься этим с полной отдачей. Развивать в себе то, чего не хватает. Но тогда нужно отпустить свой оркестр, а я не могу… Прошло девять лет, а мой выбор еще не сделан. Еще поняла, что руководитель, принимая решения, должен исходить не из личного мнения и не из экономической выгоды, а из того, что нужно для будущего школы и в перспективе для сохранения культуры в следующих поколениях.
– Что бы вы назвали своим главным достижением как руководителя?
– У нас в школе сформировалась хорошая команда, сохраняется преемственность – к нам в качестве преподавателей возвращаются ученики. Создаются и реализуются различные проекты. В коллективе люди неравнодушные, инициативные, душой болеющие за свое дело. Это самое большое богатство, и это помогает мне «держаться в седле». Я продолжаю учиться, ищу свой путь мудрого руководителя, опираясь на личный опыт, на собственную интуицию – без нее в нашем деле никуда.