Завершился муниципальный конкурс лучших работников образовательных учреждений Ангарского района. Итоги подведены, участники начинают возвращаться к прежней жизни. Но не все. Тем, кто был признан жюри лучшим, предстоит защищать честь Ангарска на областном этапе всероссийского конкурса. Среди них – лучший учитель АМО 2011 года Виктория Семенова, преподаватель русского языка и литературы из школы №17.
В ее кабинете чисто и светло. Доска и компьютер, стопки тетрадей и книг на учительском столе. А рядом с ним – ряды пухлых папок. «Это картотека личных достижений детей. У каждого, начиная с 6 класса, есть такая папка», – рассказывает Виктория Николаевна. Она удивительно похожа на мою любимую учительницу, которая когда-то привила мне даже не любовь, а страсть к русскому языку и литературе. Быть может, поэтому Виктория Семенова кажется мне идеальным педагогом. Хотя этому есть и абсолютно объективные доказательства.
Уже около четырех лет в школе №17 действует экспериментальная площадка под руководством Елены Антоновой и Татьяны Прямушко. Здесь занимаются развитием у детей эмоционального интеллекта. Что это такое? Этим победительнице учительского конкурса удалось заинтересовать всех своих коллег. Эмоциональный интеллект (EQ) занимает в успешности человека 4/5 части, тогда как умственный (IQ) – только 1/5. Для человека с хорошо развитым эмоциональным интеллектом характерны высокий уровень самосознания, восприимчивость, умение управлять эмоциями и налаживать позитивные отношения с людьми. Все это помогает ему найти выход практически из любой ситуации. Это иной способ быть умным – именно такого «ума» часто не хватает даже академикам, зато им в избытке обладают простые пастухи, у которых не было никакого другого учителя, кроме самой жизни.
– Участниками эксперимента, – поясняет Виктория Семенова, – стали наши выпускники прошлого года, которых я вела с пятого класса и как учитель-предметник, и как классный руководитель. Они же и подтвердили, что он удался. Моя деятельность по развитию эмоционального интеллекта подготовила их к такой, согласитесь, стрессовой ситуации, как сдача ЕГЭ. Результат – очень высокий средний балл, две девочки получили более 80 баллов. Кроме того, все ребята поступили в высшие учебные заведения, в том числе в Москве и Питере. Для обыкновенной школы это, конечно, событие. Сейчас, когда мы созваниваемся, общаемся по скайпу, мои выпускники удивляются тому, насколько они оказались готовыми к новой жизни. Хотели было испугаться, но оказалось, что оснований для этого нет.
Именно наличие в школе экспериментальной площадки стало одной из причин того, что Виктория Николаевна оказалась участницей конкурса «Лучший работник образовательного учреждения». Это стало неожиданностью для нее самой, ее имя прозвучало в списке участников за неделю до начала испытаний. Поэтому, как говорит победительница, времени на раздумья и испуг не оставалось, а отказаться не позволило патологическое чувство ответственности, да и честь школы многое значит. Достала то, что у нее было наработано, и приняла участие в конкурсе как данность.
Кстати, во многом помог нашей героине тот самый эмоциональный интеллект. Да и как она, учившая своих воспитанников быть успешными, могла позволить себе неудачу?! И сейчас затрудняется с ответом на вопрос, было ли ей сложно. Трудности были чисто технические: за десятиминутную перемену успеть расставить столы нужным образом, установить дополнительные средства. Даже когда в середине показательного урока ножки плохо закрепленного планшета разъехались и все члены жюри и ученики в голос ахнули, одна Виктория Николаевна осталась спокойной. Закрепила доску на учительском стуле и продолжила объяснение. Об этом случае после завершения конкурсных этапов вспоминали все.
– Я очень благодарна этому конкурсу за знакомство с интересными людьми, – рассказывает Виктория Семенова, – с которыми будем продолжать общаться, потому что не всё успели друг другу сказать и не всё услышать. Детское жюри было опасненькое, но потрясающее. Мы с ними оказались на одной волне: не столько обсуждали этапы конкурса, сколько беседовали на интересующие нас темы. У меня исчезло ощущение, что это чужие ученики, буквально через две минуты после начала обсуждения. Мы привыкли считать всевозможные конкурсы чемоданом с двойным дном, а здесь не было никакой подоплеки, только единение и единодушие. Вызывает уважение, что организаторам удалось задать соревнованию педагогов такой тон, зарядить его интеллектуальным духом.
Конкурс стал для нее не только встречей с единомышленниками, но и возможностью самой научиться чему-то новому. Окружающие замечают, что Виктория Николаевна изменилась. Хотя главное ее убеждение осталось прежним:
– Хорошо учить детей – всяких, а не только отличающихся выдающимися способностями, можно в любой школе. И дети это очень тонко чувствуют. Но важнее, что мы с ними учимся жить по-новому. Они должны знать: чтобы хорошо сдать экзамены, у них есть всё, нужно только уметь этим пользоваться.