Закончился 22-й сезон работы Международного летнего театрального центра «Ольхон» и проходящего в его рамках фестиваля любительских театров «Сибирская рампа» имени Юрия Авшарова.
31 июля из Хужира уехали участники-театралы, и население этого байкальского поселка разом уменьшилось человек на пятьсот. Казалось бы, всё как обычно. Второй год «Сибирская рампа» проводилась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Но при всём при том нынешний фестиваль разительно отличался от предшествующих. И прежде всего – погодой.
Неожиданность фестиваля
Когда в далеком 2000 году основатель МЛТЦ Александр Кононов, руководитель и режиссер ангарского народного театра «Факел», искал наилучшие место и время для проведения фестиваля, последняя декада июля в ольхонском поселке Хужир была выбрана вовсе не случайно. Главная изюминка и основное отличие МЛТЦ «Ольхон» от всех других театральных фестивалей в том, что работает он на открытых площадках. Гораздо реже спектакли играют на специально сооруженной сцене или в поселковом доме культуры. Поэтому крайне важно, чтобы не было дождя. А дни с 21 по 31 июля здесь традиционно самое сухое время. Участников фестиваля без головного убора и бутылки с водой не пускают на занятия с театральными педагогами – получить солнечный удар в это время проще простого, ведь солнечная активность тут крайне высокая. Не зря байкальский загар, в пику черно- и средиземноморскому, держится до декабря!
Однако нынче что-то пошло не так. Старожилы поселка не припомнят, чтобы дождь в это время шел девять дней подряд. И даже многократно повторенный театралами в небеса призыв «Зэ-э-э», который, по утверждению местных шаманов, останавливает дождь, не помог.
Спасала сцена на берегу – под ее крышей актеры и зрители не мокли, но у нее нет стен, а посему холодный ветер почти каждый спектакль превращал в испытание. К тому же, чтобы добраться до сцены, надо было минимум двадцать минут шагать под дождем от Хужира и столько же потом – обратно… Один из спектаклей даже пришлось перенести, потому что ветер повредил кулисы и декорации.
Тема фестиваля
Кстати, то, что спектакли играются в лесу, на берегу Байкала, на окраине поселка, в заброшенном здании, на детской площадке и так далее (сейчас это называется site specific) – в условиях, далеких от городского комфорта, легко вписывается в тему нынешнего фестиваля. Звучала она так – «Инновационные направления последних лет в современном театре».
На Ольхоне разрушение привычной театральной «коробки», с ее четырьмя стенами, креслами для зрителей и сценой для актеров, происходило с первых дней существования фестиваля. Владимир Токарев, участник первого спектакля на хужирской земле, в 2000 году – актер театра «Факел», а ныне – актер Московского музыкального театра для детей и молодежи «Экспромт», педагог по сценической речи и актерскому мастерству в детской профессиональной тренинг-студии «Актер» и член жюри МЛТЦ-2022, вспомнил, что спектакль «Сон в летнюю ночь», где он исполнял роль Стены, «Факел» играл на мысе Бурхан, недалеко от одинокой лиственницы.
Фестиваль всегда был театральной лабораторией, местом для поиска альтернативных форм и нового театрального языка. И привлекал театры, которым есть что на эту тему сказать, например те же омские коллективы «Карусель» и «ШуМиМ» сестер Козловских с их работой в стиле verbatim (монологами реальных людей) и постановкой по картинам омского художника Дамира Муратова.
Гости фестиваля
Омск в этом году опять не приехал, но в гостях недостатка не ощущалось. В работе театрального центра участвовал 21 коллектив из самых разных уголков нашей страны: от дальневосточного поселка городского типа Прогресс до Москвы и питерской Гатчины. За десять дней фестиваля они показали 29 спектаклей по самым разным произведениям: от пушкинской «Метели» до «Повелителя мух» Голдинга.
Не редкость, когда театр привозит две или три работы, но после этого года все запомнят новосибирских «Ровесников», показавших 25 июля три спектакля подряд. А ведь еще в прошлом году их режиссер Ольга Ташлыкова приезжала на фестиваль учиться без коллектива. Так, кстати, делают многие, ведь каждый сезон работы МЛТЦ «Ольхон» – это бесценный обмен опытом и повышение квалификации и для руководителей, и для актеров под присмотром профессиональных театральных педагогов.
В 2022 году преподаватели-эксперты рассказывали о новых формах существования театра. Режиссерскими изысканиями по собственной системе с руководителями коллективов занимался Петр Жихарев, актер Малого театра и педагог кафедры мастерства актера ВТУ имени Щепкина. Мастер-классы по импровизации для артистов проводили Сергей Соболев, актер питерского театра «На Литейном» и руководитель «TEATRO5», и Марфа Горвиц, московский педагог и режиссер. Сценической речью занималась Жанна Матевосян, педагог Школы речи и ораторского искусства Елены Ласкавой, педагог по сценречи в Высшей школе деятелей сценического искусства имени Дадамяна и в киношколе «Лестница». А Владимир Филонов, профессор кафедры режиссуры Челябинского института культуры, руководитель студии-театра «Манекен» Южноуральского государственного университета, председатель правления Ассоциации студенческих театров России, рассказывал о сторителлинге.
На самом деле, любая театральная постановка – это рассказывание истории. И она должна быть внятной. По сути, все мастер-классы фестиваля-лаборатории учили рассказыванию внятных историй.
(Продолжение – в следующем номере газеты)