(Продолжение. Начало – в предыдущем номере газеты)
Шок фестиваля
…Любая театральная постановка – это рассказывание истории. Но истории, кроме спектаклей и мастер-классов с педагогами, на фестивале были и другие. На одном из традиционных ежедневных обсуждений увиденного с экспертами пришла очередь драматической композиции по повести Валентина Распутина «Живи и помни». Привезла ее на фестиваль образцовая театральная студия «Маски» из Иркутска.
Каково же было удивление сибиряков, когда питерский актер Сергей Соболев спросил режиссера студии: «Кто вам это притащил?» В первый раз приехав на Байкал, на родной земле Валентина Григорьевича, в год его 85-летия, которое широко отмечается в Приангарье, позволить себе такое неуважение к всемирно признанному писателю… А до этого у другого члена жюри, Марфы Горвиц, возникали вопросы к драматургии Александра Вампилова – еще одного нынешнего иркутского юбиляра, писавшего «о том, от чего не спится по ночам». Хорошо хоть, что остальные эксперты были с ними не согласны.
Неужели это и есть «инновационные направления последних лет в современном театре»? И даже если в Москве не принято читать Распутина, театральным педагогам, работающим с человеческими душами, наверное, всё же следует иметь представление о творчестве этого писателя – воплощенной человеческой совести… А за иркутских школьников, которые «притащили» своему режиссеру «Живи и помни», я спокойна: хорошие люди растут.
Недоумение фестиваля
Непочтительность к авторитетам перекликалась с темой фестиваля и, по-видимому, была особенностью ХХII Международного летнего театрального центра «Ольхон». Такой же неожиданной и неприятной, как девятидневный дождь. Иначе как объяснить, почему спектакль «Детвора» театрального объединения «Родничок», поставленный режиссером Тагиром Хамитовым по рассказам Антона Чехова, не стал лауреатом фестиваля?!
Понятно, что ездили не ради наград и фестиваль фестивалю рознь, но именно этот фестиваль для «Родничка» родной с первого года существования, а номинация «Лучшее музыкальное оформление» точно не отражает всех достоинств «Детворы»! Завсегдатаи «Сибирской рампы» знают, что кто-кто, а Тагир Романович «борозды не испортит». И именно об этой работе эксперты на обсуждении говорили: «Очень грамотно сделано», «не к чему придраться». А чуть раньше жали Тагиру Романовичу руку, поздравляя со спектаклем. И уж совсем непонятно, как в лауреаты попал получивший массу замечаний спектакль «Маугли» новосибирских «Ровесников», где заняты дети второго года обучения, между которыми на сцене не было никакого актерского взаимодействия. И об этом тоже говорилось на обсуждении во всеуслышание!
Как отметило жюри на торжественном закрытии «Сибирской рампы 2022», личные отношения остаются личными отношениями, а работа есть работа. Присоединяюсь к их словам. Если бы я, в четырнадцатый раз ездившая на фестиваль, «не увидела» этой явной несправедливости, плохо бы выполнила свою работу.
Зато фестивальная публика была справедлива – и отдала театральному объединению «Родничок» приз зрительских симпатий за спектакль «Старший сын» по одноименной пьесе Александра Вампилова. А это гораздо дороже признания любого жюри!
Победители фестиваля
Неожиданным было и решение жюри присудить два Гран-при. Одна высшая награда фестиваля уехала с ребятами из народного театра «Песочные часы» в поселок Чунский, на северо-запад Иркутской области. Редко приезжая на Ольхон, они всегда производят сильное впечатление на участников фестиваля. Так было и на этот раз с их спектаклем «Лабиринт» по пьесе Дона Нигро «Звериные истории».
Второй Гран-при получило объединение кемеровских театров «Перекресток» & «Действующие лица», которые привезли на фестиваль спектакль по повести Наринэ Абгарян «Зулали». Кемеровчане снова, как и в прошлом году, играли последними и снова «порвали» зрительный зал! Они не изменяют себе, выбирая самые выигрышные локации: на этот раз на берегу Байкала, на фоне склонов Приморского хребта, на закате. На фестиваль стоило ехать хотя бы для того, чтобы увидеть этот спектакль!
– Когда мы что-то делаем с благими намерениями, вся Вселенная нам помогает, – поделилась режиссер спектакля «Зулали» Юлия Селютина. – К вам на Байкал обязательно нужно везти что-то интересное. Выбрали по подсказке Арины Блоховцовой, которая сыграла Мамиду, «Зулали», я написала инсценировку. В течение года театры живут отдельно, дружат, ходят друг к другу на премьеры. Репетировать совместные работы могут только летом. Большинство ребят сдавали ОГЭ. Работать над «Зулали» мы начали 15 июня. Репетировали с утра до вечера и к 10 июля сделали спектакль. Нашлась и ткань для костюмов именно такого, как нужно, цвета. И с местом нам повезло. И даже ветер стих перед спектаклем.
Ангарчане тоже не остались без наград. Еще один спектакль «Родничка» – «Шорохи», теперь уже по рассказам Вампилова, – стал лауреатом, разделив второе место с «Сакурой», постановкой студии народного театра «Факел» по японским сказкам. Диплом лауреата первой степени получил спектакль «Факела» «На бойком месте» по пьесе Александра Островского. А Николай Казаков, сыгравший Миловидова, – приз «Лучшая мужская роль фестиваля». И вишенкой на торте стала награда за лучшую режиссерскую работу в этих спектаклях – у Александра Кононова.
– Не мог представить, что в любительском театре можно поставить «Бойкое место» так, чтобы было интересно смотреть от начала до конца, – заметил член жюри Петр Жихарев, который сам репетирует роль Бессудного в театре Булгакова и превосходно знает этот материал.
Новички фестиваля
Неожиданным, но эффектным стал спектакль абсолютных новичков фестиваля – молодежной театральной студии «Идея» из села Смоленщина Иркутской области – рок-драма «Собачья жизнь» по мотивам повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг!». Ребята постарались задействовать все имевшиеся в хужирском Доме культуры ресурсы.
– Мне повезло – коллектив подобрался практически на сто процентов поющий, – рассказала после спектакля режиссер Евгения Рыцева. – И почти все спектакли у нас более или менее роковые, сейчас, например, готовим рок-мюзикл «Бременские музыканты», где будут звучать живые инструменты. А почему про собак… Тема для меня щепетильная, больная – я занимаюсь зооволонтерством. Спектакль вынашивала восемь лет. Мы с ним получили лауреатов на всероссийском фестивале «Каникулы на Байкале», первое место на областном фестивале «Театральная деревня», с гастролями ездили по району и по области.
Есть у новичков фестиваля одна замечательная перспектива – приехать сюда снова, чтобы учиться у педагогов, природы и коллег из других коллективов, снова погрузиться с головой в десятидневное театральное волшебство Хужира и вспоминать потом о нем целый год, до следующего фестиваля.
Так начинали все, кто сюда приезжал. И многие возвращались – если приходились по душе фестивалю, были уважительны к этой чудесной земле и театральным традициям. Потому что именно на традициях нужно учиться, чтобы создавать в своем деле что-то новое.