За семь месяцев 2022 года мошенники всех видов обманули жителей Ангарска на 47,5 миллиона рублей. И это при том, что о распространенных способах обмана можно узнать практически на каждом углу. Но граждане по-прежнему клюют на уже набившее оскомину: «Мама, я попал в аварию, передай тому, кто приедет, 100 тысяч рублей», – а также на относительно новые уловки аферистов в виде предложений по инвестированию денежных средств.
О том, кто и как дурит головы ангарчанам, просыпается ли у преступников совесть и почему их так сложно поймать, мы поговорили с подполковником юстиции Жанной Куценко, заместителем начальника СО-1 УМВД России по Ангарскому городскому округу.
– Жанна Александровна, а вам самой случалось сталкиваться с мошенниками?
– Не поверите, но они мне звонили как раз накануне нашего с вами разговора. Сюжет стандартный: на меня якобы оформили кредит, и к моему личному кабинету «привязан» чужой номер телефона. Чтобы его «отвязать», надо произвести определенные манипуляции, естественно, с введением всех персональных данных. Звонили мне через популярный мессенджер, и на экране телефона высветилась надпись «Служба поддержки банка», а также его логотип. Немного побеседовав с мошенником, я ему сообщила, что он ошибся номером и позвонил сотруднику полиции. Спросила, не стыдно ли ему обманывать людей, заставляя их брать кредиты и раздевая до последней нитки. На что получила ответ, что мужчина таким образом зарабатывает до 100 тысяч в месяц и что не в таксисты же и не на завод ему идти. Хотя не всегда мошенники бывают столь лояльны. Помню, однажды мне в трубку кричали: «Отдай деньги, я на тебя 20 минут времени потратил!» Видимо, даже у аферистов нервы иногда сдают.
– Поток пострадавших от мошенничества, которые обращаются в полицию, не истощается. Какими приемами пользуются телефонные обманщики в разговоре с потенциальными жертвами?
– У опытных мошенников хорошо поставлена речь, нередко они читают текст по листочку. Без запинки оперируют в разговоре банковскими терминами. Дабы убедить собеседника в том, что работает настоящий колл-центр, используется фоновый шум: голоса, звук клавиш и т.д. Делается это, чтобы у потенциальных жертв не возникало сомнений, что с ними действительно беседует сотрудник банка.
Еще одна задача аферистов – не дать сорваться пойманной рыбке с крючка, не оставить времени на то, чтобы люди могли спросить у кого-то совета, позвонить в настоящий банк. Поэтому они требуют не прекращать с ними разговор, приглашают поучаствовать в спецоперации по выведению на чистую воду якобы нечистых на руку сотрудников банка. Запрещают с кем-либо обсуждать происходящее под страхом уголовной ответственности. Словом, настолько запудривают мозги, что люди берут кредиты в разных банках, продают квартиры и переводят деньги миллионами. В Ангарске был случай, когда пожилая женщина несколько дней переводила частями огромную сумму на указанные аферистами счета – за один день не успела это сделать. Еще одна заполнила банкомат купюрами под самую завязку, так что мошенникам пришлось вызывать ей такси и направлять к другому терминалу, лишь бы она продолжила переводить им деньги.
– Откуда телефонные мошенники берут номера потерпевших?
– В Интернете. Там достаточно легко купить базы номеров. Мне несколько месяцев назад звонили мошенники и называли меня по девичьей фамилии. Видимо, старую базу купили. Много информации о себе мы оставляем сами, общаясь в группах в мессенджерах, на своих страницах в социальных сетях.
– Можно ли сказать, с каких цифр чаще всего начинаются телефонные номера мошенников?
– По-разному. Если звонят с IP-телефонии, то номера могут быть 499, 495 и другие. Через Интернет можно любой номер подключить или подменить свой на номер банка, полиции, прокуратуры, ФСБ и так далее. То есть я могу находиться на Таймыре, но, купив в Сети номер, буду звонить якобы из Москвы. В этом и заключается одна из главных сложностей поимки телефонных мошенников – нельзя определить, где они на самом деле располагаются. Могут быть и вовсе за границей.
– Еще один популярный способ современного обмана – это инвестирование денежных средств…
– Он мне напоминает игру в наперстки. Клиента заманивают легким выигрышем, в это время рядом крутится подставной игрок, который якобы только что выиграл кругленькую сумму и громко об этом всем рассказывает. И вот наступает черед подошедшего простачка. Он действительно поначалу выигрывает, а потом его обирают до нитки, не дав уйти с деньгами. Сегодня всё то же самое, но в Интернете. Гражданин находит сайт, который обещает быструю прибыль от вложения денег. Читает на нем восторженные отзывы тех, кто уже разбогател. И решает: если все так смогли, то почему бы и мне не попробовать? Проходит быстрое обучение и под руководством «опытного брокера» начинает вкладывать деньги. И капиталы растут! Правда, только на виртуальных счетах. Вывести получается только самую малость реальных денег. Просто чтобы разжечь аппетит. В итоге человек влезает в кредиты, но продолжает вкладываться в инвестиции. Сумма на виртуальном счете становится приличной, и вот тут гражданина ждет подвох. Чтобы ее вывести, нужно оплатить транспортные расходы, заплатить налог, внести плату за растаможку, обналичивание и еще, и еще... Пока человек наконец не поймет, что денег у него больше нет и что его ободрали как липку. Только тогда он идет в полицию.
Еще очень популярно у аферистов построение пирамид из взносов доверчивых граждан. Недавно к нам принесли сразу несколько заявлений от пострадавших, которые увидели объявление на странице в социальной сети, запрещенной в России. Там на каждый вложенный рубль обещали два прибыли. Получив первые легкие деньги, ангарчане вкладывали всё большие суммы. И были очень разочарованы, когда выплаты прекратились. А заблокированная страница мошенницы вскоре появилась – но уже под новым именем.
– А что вы можете сказать о мошенничествах с использованием сайтов продаж?
– О, это неисчерпаемая тема! Так же как и фантазия мошенников. На каждом крупном сайте объявлений о купле-продаже есть страница о том, как уберечься от действий мошенников, но туда мало кто заглядывает. А зря! Там можно найти действительно полезные советы. О том, например, что не нужно переходить по ссылкам, которые предлагают мошенники, а для обсуждения деталей сделки – в различные мессенджеры. О том, что вносить предоплату за товар, который вы еще не держали в руках, следует не через банковские приложения, а только через сам сайт – в таком случае ваши денежные средства будут зарезервированы на счетах самого интернет-портала, и продавец получит их только после того, как вы подтвердите получение товара. На самом деле очень рекомендую перед совершением сделок изучить этот раздел: он убережет от многих потерь и разочарований.
Если уж говорить об Интернете, то там доверчивых пользователей подстерегает масса других опасностей: фишинговые сайты, имитирующие настоящие, предложения о работе, бронировании жилья, знакомстве и т.д. Везде нужно держать ухо востро, и всегда, прежде чем переводить деньги, необходимо всё перепроверять и изучать отзывы.
– Не теряют популярности и так называемые контактные мошенничества?
– Вы правы. На днях следователи нашего отдела передали в суд дело жительницы Ставрополя, которая предлагала ангарчанке купить у нее имитированную икру по цене настоящей. На самом деле такие «продавцы» не редкость: они ходят по квартирам, а то и просто на улице предлагают купить у них товар, как правило, низкого качества, но по высокой цене. Учитывая, что сейчас нет проблем с покупкой любых товаров в магазинах, где есть возможность получить чек, подтверждающий покупку, гарантию, а самое главное – осуществить возврат некачественного изделия, покупка товара «с рук» вообще теряет всякий смысл. Также не стоит впускать в свой дом различных «специалистов» по установке противопожарного оборудования или «экономичных» электрических розеток, по проверке окон и прочего. Если вы действительно нуждаетесь в такого рода услугах – обратитесь в профильную организацию, имеющую необходимые разрешительные документы на проведение данных видов работ.
– После нашего с вами разговора мошенники представляются мне сказочным драконом, у которого вместо отрубленной головы вырастают две новые. И бороться с ним бесполезно.
– Любой дракон погибнет, если его не кормить. Запомните: сотрудники банков не звонят клиентам, а в случае необходимости разбираются с возникшей нештатной ситуацией сами, без привлечения граждан. Всё, что от вас требуется, – это прервать разговор и положить трубку. Затем позвоните на горячую линию банка или сходите в отделение, опишите ситуацию. Оператор скажет, что это, скорее всего, были мошенники. То же самое касается сотрудников правоохранительных органов – они вызывают гражданина на допрос лично либо приезжают сами. Если по телефону просят передать деньги, чтобы помочь родственнику, якобы попавшему в беду, главное – не паниковать, а пытаться дозвониться до него самому. Не собирайте деньги и уж тем более не оформляйте на себя кредиты! И еще запомните: чудес не бывает – для успешного инвестирования денежных средств нужны специальное образование и опыт. Не имея их, вкладывайте в такие предприятия ровно столько денег, сколько вам не жалко потерять.
Беседовала Алёна Зорина