Так называется рассказ Александра Вампилова, опубликованный 8 сентября 1963 года в газете «Советская молодежь» под псевдонимом А. Санин. Так же назывался фестиваль любительских театров, проходивший с 18 по 21 августа на родине всемирно известного драматурга и прозаика – в поселке Кутулик Аларского района.
В рассказе мальчишка, наблюдая, как солнце скатывается по небу прямиком в гнездо аистов, ждал и дождался чуда – приезда в их маленький поселок артистов из города. И нынешний фестиваль благодаря тому самому кутуликскому парнишке стал таким же чудом как для жителей поселка, так и для гостей, которых собралось более 150.
Организаторы фестиваля – Иркутский академический драматический театр имени Николая Охлопкова и администрация Аларского района при поддержке регионального Министерства культуры и архивов – при отсутствии в Кутулике необходимой инфраструктуры сделали все возможное, чтобы участникам и гостям фестиваля было комфортно на Аларской земле.
Те, кто побывал на «Солнце в аистовом гнезде», говорят, что фестиваль был душевным, теплым, человечным, наполненным творчеством и любовью к театру. Конечно, это не в последнюю очередь зависело и от самих участников.
– Любительский театр держится на человеческой любви. В основе лежит любовь, а не карьера и не деньги, – отметила в одном из интервью возглавлявшая жюри Капитолина Кокшенёва, кандидат искусствоведения, доктор филологических наук, руководитель Центра наследования русской культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени академика Лихачёва (Москва). – В разные исторические моменты именно любительские театры привносили искренность в нашу культуру. Я знаю, что такое взгляд на Вампилова из столицы, из-за границы, но я не знала, что такое взгляд на Вампилова из Кутулика… И если Пушкин – имя веселое, Распутин – имя ответственное, то Вампилов – дерзкое и искреннее. Это наш культурный вектор. Очень важно, что среди участников и школьные любительские театры, что именно дети участвуют в процессе понимания, воссоздания вампиловской драматургии и рассказов, учатся на Вампилове. Это здорово, потому что возникают серьезные личностные опоры эстетического и человеческого качества.
В поселке, где Саня Вампилов провел свои детские годы, собралось 11 театральных коллективов из Иркутска и Ангарска, Усть-Кута и самого Кутулика, из Республики Казахстан. Кстати, благодаря Северо-Казахстанскому русскому молодежному театру, который показывал «Дом окнами в поле», фестиваль может рассчитывать на высокий международный статус.
В афише были спектакли по пьесам «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые у автора объединены в «Провинциальные анекдоты», а также постановки по рассказам – тонким, точным, щемящим, наполненным особым вампиловским юмором.
Эту молодежную звенящую энергетику лучше всех смогли передать школьные коллективы из Иркутска. Миниатюру «Стоматологический роман» сыграла образцовая театральная студия «Зеркало» (руководитель Каролина Полесье). А попурри «Свидание» из сюжетов Вампилова представил театр-студия «Бусинки» Ирины Щербак.
Наш город на фестивале «Солнце в аистовом гнезде» представляли два театра Дворца культуры «Нефтехимик»: заслуженный коллектив народного творчества народный театр «Факел» (режиссер Александр Кононов) и старейший в Иркутской области народный театр «Чудак» (режиссер Александр Говорин).
Так получилось, что спектакль «Факела» «Прошлым летом в Чулимске», восстановленный специально для «Солнца в аистовом гнезде», был одним из трех по одноименной пьесе Вампилова, оказавшейся самой популярной на фестивале и, кроме того, любимой пьесой Капитолины Кокшенёвой.
Эксперт из столицы Павел Руднев, кандидат искусствоведения, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ, отметил сценографию спектакля. По его мнению, пространство, поросшее камышом, создавало ощущение «заболоченности» жизни героев. Тем ярче проявилась эта метафора, когда следователь Шаманов в финале расчищает всё вокруг себя, что могло бы давать надежду на позитивный исход этой истории.
Мнение экспертного совета по поводу «Двадцати минут с ангелом» ангарского «Чудака» было однозначно восторженным: «Вы обманули фестиваль! Играете не как любители, а как профессиональные актеры!»
– Никогда до сих пор не слышал столько добрых слов в адрес нашего спектакля. Надо сказать, что это постановка еще Леонида Беспрозванного, – поделился режиссер «Чудака» Александр Говорин, выступивший в «Двадцати минутах с ангелом» и как актер. – Фестиваль во многом понравился, слегка напоминает нашу «Театральную осень на Байкале». Посвящен одному драматургу – для первого раза это хорошо, а дальше, если он станет традиционным, на мой взгляд, здесь будут уместны спектакли по произведениям Валентина Распутина, современных драматургов, пишущих в духе Вампилова. Есть «точки» по стране, «привязанные» к тем или иным писателям, – Кутулик имеет все шансы стать еще одной такой точкой.
К слову, в репертуаре и «Чудака», и «Факела», и ангарского театрального объединения «Родничок» есть и другие спектакли по произведениям Александра Вампилова. Так что еще на несколько фестивалей точно хватит!
Кроме показов спектаклей с обсуждениями в программе «Солнца в аистовом гнезде» были предусмотрены мастер-классы для участников по сценречи и вокалу, сценическому движению и актерскому мастерству с профессиональными режиссерами и актерами. Были посиделки у костра со «свободной гитарой», были многочисленные встречи и посещения памятных вампиловских мест, в том числе открытие двух новых арт-объектов – стелы «Солнце в аистовом гнезде» Ивана Зуева и «Вампиловской скамейки» с надписью «Сядь и подумай! Или уже не о чем?». Говорят, что такие же слова были написаны на скамейке во дворе дома друга Вампилова – Глеба Пакулова.
Одним из памятных мест станет отныне аллея Александра Вампилова, в создании которой приняли участие все театральные коллективы первого «Солнца в аистовом гнезде». В последний день фестиваля они высадили саженцы черемухи, вишни, рябины и сирени. Теперь каждый коллектив будет помнить о том, что здесь, на земле Александра Вампилова, растет его дерево. И непременно захочет сюда вернуться.