Мы часто рассказываем читателям о мошеннических схемах, которые преступники используют, обманывая доверчивых граждан. Среди самых распространенных советов в этих случаях: не раскрывайте личные данные по телефону, не переводите деньги незнакомым людям, кем бы они ни представлялись, не соглашайтесь на навязываемые вам товары или услуги. Но, оказывается, можно стать жертвой обмана, даже не общаясь с аферистами. А просто однажды, как ангарчанка Евгения Капустина (фамилия изменена) обнаружить, что кто-то оформил на тебя в банке кредит на круглую сумму и запросто снял ее с твоего счета. А вот доказать, что ты не имеешь к этому кредиту никакого отношения, совсем непросто. Используя такой метод, преступники могут поймать в свои сети практически каждого, у кого есть банковская карта.
…В конце нынешнего лета семья Капустиных пребывала в счастливом ожидании скорого отпуска – вместе с двумя детьми они должны были вылететь 28 августа в Сочи. Евгения знала, что со дня на день на ее зарплатную карту (молодая женщина работает медсестрой в одном из лечебных учреждений Ангарска) должны были поступить отпускные. Но желанного сообщения о зачислении денег всё не было. И днем 24 августа она открыла онлайн-приложение банка, чтобы посмотреть, какая сумма у нее на карте. А там неожиданно оказалось… почти 2 миллиона рублей! Судя по истории банковских операций, они совсем недавно в качестве кредитных средств были перечислены банком, причем половину с ее счета уже сняли!
«Я испытала настоящий шок, потому что никаких денег у банка в кредит не брала и уж тем более не снимала их с карты! – рассказывает женщина. – Начала сразу звонить в службу поддержки банка, пытаясь выяснить ситуацию и требовать блокировки своей карты и счета. Потом поехала в банковское отделение, чтобы убедиться, что меня правильно поняли. Да, карту и счет по моей настоятельной просьбе заблокировали. Но сотрудник банка сказал, что кредит оформлен на меня по всем правилам: якобы сегодня я отправила по Интернету заявку на два кредита общей суммой 2 миллиона рублей, получила одобрение и деньги на счет. Могу распоряжаться этими средствами как захочу. Но я не оформляла ничего, не отправляла заявку! Так как карта была оперативно заблокирована, на моем счету осталось почти 900 тысяч рублей, которые мошенники не успели снять. И сотрудник банка, выслушав меня, посоветовала воспользоваться этими средствами для того, чтобы нанять хорошего адвоката! То есть, по сути, признать взятый кем-то на мое имя кредит и пытаться судиться с банком! Естественно, этим советом я пользоваться не стала – написала в полицию заявление, что стала жертвой мошенников. Сейчас возбуждено уголовное дело о хищении денежных средств со счета. Хотя, собственно, речь идет о мошенничестве в особо крупном размере».
Как выяснила сама пострадавшая, мошенники оформили переадресацию звонков и смс-сообщений с ее телефона и некоторое время распоряжались ее смартфоном по своему усмотрению. Зашли в банковское приложение, в мобильное приложение «Госуслуги», скачали там СНИЛС, справку НДФЛ, направили эти документы в банк при оформлении онлайн-заявки на кредит. Именно им приходили сообщения от банка с просьбой подтвердить все действия кредитования. Позже Евгения взяла распечатку всех своих звонков и сообщений у оператора сотовой связи – на ее телефон не поступало ничего подозрительного. Если бы женщина в ожидании перевода опускных не зашла в мобильное приложение банка, она бы еще долго не узнала о взятом на ее имя кредите.
«Больше всего у меня претензий к банку: на каком основании крупный кредит был оформлен в дистанционном формате, с договором без моей подписи? – говорит Евгения. – До этого я ни разу не кредитовалась в этом банке и клиентом-то их являюсь только потому, что у меня зарплатная карта этого банка. Я работник бюджетной сферы, у нас всем зарплата приходит на эти карты. Допустим, у банка не вызвали подозрений документы в заявке на кредит, взятые с портала «Госуслуги». Но размер-то зарплаты их должен был смутить! Я сложила ежемесячные платежи по оформленным кредитам, так вот их сумма превышает мою зарплату! Неужели это не должно быть основанием для отказа в выдаче кредита на сумму два миллиона рублей? Получается, он ничем не обеспечен, даже моим ежемесячным доходом! И тем не менее один из самых крупных банков нашей страны одобряет такую заявку, отправленную неизвестно кем от моего имени, за считаные секунды. Именно даже не минуты, а секунды – так показала выписка транкзаций со счета. И тут ж переводит деньги. Вывод о сговоре с мошенниками напрашивается сам собой!»
Долгожданный отпуск Капустины отменили. Вместо этого ходят с заявлениями в банк, полицию, прокуратуру, к юристам – пытаются доказать, что к оформлению кредита отношения не имеют. На заблокированной карте замороженными остаются и их личные средства, накопленные на поездку на море. Чем закончится эта история, пока предположить сложно. Но как она началась, мы выяснили. Евгения рассказала, что примерно за семь дней до случившегося ей позвонили сотрудники «Теле-2», как они представились, и рассказали о необходимости переоформления старого договора сим-карты. Якобы срок ее действия истек, нужно делать новую, а пока следует активировать переадресацию звонков и смс. К сожалению, женщина на это предложение согласилась. И тут же утратила контроль над своим сотовым телефоном, где были установлены приложения банка и портала «Госуслуги». Дальше дело осталось за малым – оформить онлайн-заявку на кредит. Ясное дело, что сотрудники «Теле-2» на самом деле не звонили Евгении – за них это сделали ловкие похитители чужих денег.
После всего произошедшего с ней мы попросили Евгению дать советы читателям.
«Не соглашайтесь по телефону даже на кажущиеся безобидными и не имеющие отношения к финансам операции, будь то замена сим-карты или переадресация звонков – при необходимости всё это можно сделать лично в офисе оператора сотовой связи. В моем случае это стало роковой ошибкой, – сказала она. – Если на вашу карту или банковский счет неожиданно пришли «лишние» средства – не обязательно миллионы (для крупного обмана хватит и 50 тысяч под большие проценты), – незамедлительно обращайтесь в отделение банка с заявлением об ошибочном переводе средств и возврате их отправителю! Если не сделать этого и воспользоваться хотя бы рублем из переведенной суммы, то будет считаться, что кредит вы признали и взяли на себя обязанности по его выплате. Причем абсолютно не важно, что вы ничего не просили – всё равно будете должны! Что касается портала «Госуслуги», то при всём его удобстве он оказался не защищенным от злоумышленников. Я убедилась в этом на собственном опыте. Там собраны всевозможные сведения о каждом из нас, что очень удобно для мошенников. При первой же возможности они залезут в вашу базу данных и будут распоряжаться ею как пожелают. Советую ставить несколько паролей защиты (с контрольным ответом на вопрос) для входа на портал».
Мы будем следить за развитием этой ситуации и непременно расскажем, чем она завершилась для Евгении. Если вы столкнулись с подобной проблемой, можете обратиться в редакцию. Семья Капустиных намерена объединить опыт защиты прав обманутых заемщиков в Ангарске.