Анграчанин прошёл обучение в легендарной «Мастерской Захара Прилепина»
(Начало в №33)
– Скажи, суть работы «Мастерской» сводится только к наставничеству?
– Не только. Точнее, даже совсем не к этому. Как сказал нам по прибытии на место руководитель проекта – писатель, литературный критик Алексей Колобродов, – главная цель «Мастерской» – напитать нас, как голодную почву, самим этим общением, масштабом обсуждаемых тем, звучащих имен, дать нам теснее ощутить сопричастность с огромной в своей значимости русской культурой, неисчерпаемой на открытия, даже на откровения. Дни, проведенные на Хуторе, позволили многое переосмыслить, помогли взглянуть на собственное творчество новым взглядом. Прежде всего собственное творчество. Ведь каждый день мы собирались за большим столом вместе с руководителями, наставниками, гостями и разбирали тексты новоявленных «хуторян» буквально по косточкам, по строчке, по слову, по рифме.
Скажу честно: главное, что я понял из всех этих лекций, – это то, что я почти ничего не знаю. Читал я мало и не совсем то, что стоило бы почитать. Русская культура оказалась для меня тем самым Светлояром, по берегам которого гуляли участники проекта. Вроде озеро как озеро: рябит от ветра, поблескивает на солнце, отражает облака. А если представить, что на дне его Китеж-град... Да не просто представить – ведь он там и есть. Литература русская с ее великолепной, пронзительной прозой, высокоточной поэзией там точно есть. И не только классическая, но и современная. Но доступны ее богатства лишь тем, кто не боится глубины, кто крепок духом и умеет задерживать дыхание, чтобы на вдохе ощущать истинную сладость солнечного света. Это всё для них. Это всё там. Оно есть, и теперь ты тоже часть этого. Вот в чем главный смысл, по-моему.
– Кто был в числе наставников «Мастерской»?
– Если вспомнить имена всех, кого довелось послушать, с кем удалось пообщаться, кому посчастливилось задать вопросы, то в список войдет не один десяток фамилий. На Хутор приезжали писатели, представители киноиндустрии, издательского бизнеса, музыканты, журналисты, ученые, литературные и кинокритики, публицисты, общественные деятели. На слуху, конечно, в первую очередь имена писателей: Андрей Рубанов, Сергей Лукьяненко, Герман Садулаев, Александр Пелевин, Игорь Малышев. Разумеется, приезжал и сам Захар Прилепин. От занятий в «Мастерской» я ждал, наверное, каких-то практических рекомендаций, как войти в продуктивный рабочий режим и некой мотивации общего порядка.
– Как складывалось твое общение с актером Антоном Шагиным?
– Нормально. И Антон, и его жена Ника оба пишут стихи. Они попали в «Мастерскую» абсолютно на тех же основаниях, что и остальные «хуторяне». Разница лишь в том, что в день знакомства они привезли с собой пару арбузов. Ну и еще кой-чего, чтобы не хрумкать арбузы всухомятку. Так и познакомились. Нас в смене было 16 человек (не считая наставников, лекторов и гостей). Каждый по-своему уникален. Для меня самым важным обретением стало знакомство с Дениром Курбанджановым из Новосибирска. На семинарах при разборе текста он – талантливый кинокритик и начинающий писатель – смотрел не на оформление текста, не на его канву, а в саму суть его, в то самое, что принято называть писательским замыслом, идеей. Он цеплял в тексте самое важное, доставал на поверхность и помогал проанализировать, понять, чего не хватает. С Дениром, кстати, я продолжаю общаться по сей день, чему очень рад.
– Известно, что ты очень ценишь творчество Захара Прилепина и разделяешь многие его взгляды. Что тебе дала встреча с ним?
– Захар приехал на Хутор в последний день, на закрытие смены. В этот день было много и других гостей, поэтому, к сожалению, нам не удалось посидеть тесным кругом, обстоятельно, душевно пообщаться. Конечно, он сказал участникам «Мастерской» хорошие, важные слова, и каждый из нас смог сказать ему то, что счел нужным. Но это было всё же частью некой официальной программы. Живого общения немножко не хватило. Но, с другой стороны, ведь всегда можно открыть книгу и вволю пообщаться хоть с Прилепиным, хоть с Пушкиным, хоть с Толстым или Достоевским. Прилепин считает, что все, кто за русскую культуру, за сильную Россию, – это его родня. Независимо от времени и места жительства. Такие родственные узы ничем не разорвешь. Литературные вечера на Хуторе позволили ощутить это родство наиболее сильно. А при таких могучих «родственниках» и себя начинаешь чувствовать намного сильнее. И сделать хочется больше.
• • •
На следующий день после нашей с Сергеем беседы он сообщил, что путеводная звезда вновь увлекла его. На этот раз ангарчанин в составе делегации литературных резидентов Ассоциации союзов писателей и издателей отправился в Бердск. Сама судьба дарит нашему земляку возможность на целый месяц сосредоточиться на литературной работе. Пожелаем ему доброго пути и будем ждать главных итогов – хороших, талантливых текстов!
Беседовала Дарья Нечаева
Фото из личного архива Сергея Ночевного