«У нас в садоводстве деньги на дорогу собирать начали, а администрация так прямо и сказала: никто вам не будет ее ремонтировать за счет бюджета! И плевать, что подъездные пути стоят на балансе округа и что в СНТ живет более 300 детей. Нам в очередной раз предложено решать проблемы благоустройства самостоятельно. Когда будут очередные выборы, мы это предложение непременно учтем!» – сказали нам жители СНТ «Расцвет», пожаловавшиеся на плохое состояние дороги на въезде в садоводство.
Квартальское СНТ «Расцвет» на 520 участков – одно из самых близрасположенных к жилому городскому сектору садоводство. Сворачиваешь с улицы Новокшенова, и за поворотом после пекарни начинается въезд в СНТ. Яма на яме, кочка на кочке – так можно охарактеризовать состояние этой дороги. Правда, автомобилисты, убивающие здесь ходовку своих машин, обычно другие слова используют. Пешеходам тоже приходится непросто. «У меня двое маленьких детей, и, когда я летом после дождя везу их в детский сад или поликлинику, иной раз коляску прокатить по глубоким лужам не могу, – говорит Анастасия З-ва. – К нам отказываются ехать не только такси, но и машины «скорой помощи». В ямах застревает даже спецтехника. Зимой ситуация не лучше: никто этот въезд не чистит от снега и не посыпает от гололеда. А здесь горка с поворотом, и в непогоду проезд становится опасным».
Жизнь в ангарских садоводствах имеет свои особенности: вода в кранах – только в теплое время года, электричество выключают с завидной регулярностью, ну а дороги… Они во всех СНТ разные. Кому-то администрация закатала въезды в асфальт (как, например, товариществу «Аэлита»), а другим предложено ждать… финансирования из областного бюджета.
В «Расцвете» ждут уже шесть лет – именно столько длится переписка председателя СНТ Евгения Маркова с комитетом ЖКХ по поводу ремонта и содержания дороги. Он то и дело направляет запросы на проведение грейдирования, очистки и ремонта въезда, а специалисты ЖКХ администрации АГО шлют ему обещания и отговорки. Ответов накопилось так много, что из них можно отдельный сборник издать. Приведем лишь фрагменты запросов:
– «Просим вас выделить ПГС и грейдер для подъездной дороги к СНТ «Расцвет» протяженностью 570 м, которая стоит на кадастровом учете АГО». 2 июня.
– «Убедительно просим вас помочь с асфальтовой крошкой для подъездной дороги к СНТ «Расцвет» от 209 квартала до въезда. Садоводы сами готовы разровнять отсыпку». 7 июля.
– «Просим вас выделить ПГС и грейдер для подъездной муниципальной дороги до СНТ «Расцвет». Дорога после длительных осадков находится в плачевном состоянии». 19 августа.
– «Просим вас производить чистку и подсыпку в зимнее время подъездной дороги к СНТ «Расцвет, стоящей на учете АГО». 31 октября.
– «Была произведена подсыпка спуска дороги, имеющей поворот (протяженность спуска 30 м), ведром мучки. Просим вас произвести нормальную работу на подъездные дороги к СНТ «Расцвет». 21 ноября.
В ответ на все эти послания Евгения Маркова один раз за сезон были отправлены грейдер (а через день после этого был дождь, и состояние дороги стало хуже, чем до грейдирования) и вот такое письменное сообщение начальника комитета ЖКХ Василины Шуновой: «В рамках заключенного муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог силами подрядной организации ведется работа по снегоочистке и обработке противогололедным материалом проезжей части. Эти работы выполняются в соответствии с условиями муниципального контракта, с установленной периодичностью, в рамках выделенного финансирования».
Вот как витиевато можно описать ведро мучки! А в 2018 году, к примеру, здесь не дождались даже и этого. За весь год дорога ни разу не чистилась и не грейдировалась, ее состояние ухудшилось до такой степени, что обрушились водоотводные каналы и садоводство чуть не затопило талыми водами.
В последующие годы председатель СНТ в своих многочисленных обращениях к администрации настойчиво указывает на необходимость капитального ремонта въезда, обращая внимание на то, что в «Расцвете» проживает более 200 семей, многие имеют здесь постоянную регистрацию. При этом к ним затруднен проезд пожарных машин, бригад «неотложки», полиции, мусоровозов.
Поначалу в официальных ответах комитета ЖКХ звучали определенные обещания ремонта:
«Уважаемый Евгений Викторович! В ответ на ваше обращение по вопросу ремонта проезжей части дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: г. Ангарск, Юго-Западный район, спуск с улицы Новокшенова за детской поликлиникой до СНТ «Расцвет», сообщаю следующее. АГО приняло участие в государственной программе Иркутской области «Развитие сельского хозяйства на 2014-2020 годы» с подпрограммой «Создание условий для развития садоводческих и огороднических товариществ». По результатам ранжирования заявок на территории Ангарского округа в 2018 году будут выполнены работы по ремонту проезжей части «Подъезд к СНТ «Спутник-3» общей протяженностью 780 метров, в том числе к СНТ «Расцвет». В настоящее время ведется работа по подготовке аукционной документации с целью определения исполнителя. Ориентировочный срок выполнения работ – июнь 2018 года».
В «Расцвете» за соседей порадовались, но в своем обращении указали администрации, что подъездные пути к их садоводству никакого отношения к дороге в СНТ «Спутник-3» не имеют. И в этом легко можно убедиться, выехав на место.
Видимо, специалисты ЖКХ так и сделали. Потому что их последующие ответы Евгению Маркову были куда менее обнадеживающие: «Работы по ремонту автомобильных подъездных дорог к садоводческим, дачным товариществам на территории АГО осуществляется исключительно в случае софинансирования из средств областного бюджета. По результатам рассмотрения Министерством строительства дорожных сетей Иркутской области, в 2019 году одобрена одна заявка АГО на ремонт дороги – в СНТ «Широкая Падь». На основании изложенного выполнить ремонт дороги «Подъезд к СНТ «Расцвет» в 2019 году не представляется возможным».
И эта последняя фраза по сути перечеркивает все предыдущие обещания – муниципалитет складывает с себя обязанности за содержание и ремонт своих дорог без выделения денег из области.
«Понятно, что внутри садоводства дачники на собственные средства подсыпают и разравнивают дороги, мы и въезд, который на самом деле относится к дорогам общего пользования и стоит на кадастровом учете у муниципалитета, своими силами уже не один год пытаемся латать – самые глубокие ямы засыпаем, каналы вычищаем. Но после первого же ливня летом или по окончании продолжительной зимы всё возвращается к прежнему состоянию. Потому что здесь из-за особенности рельефа местности требуется асфальтовое покрытие, – говорит Анастасия. – Только никому до нас дела нет. Вряд ли наши садоводы соберут достаточную для асфальтирования сумму. В муниципальном бюджете таких денег не нашлось, а уж у дачников – и подавно».
Хотя в свое время – в 2016 году – именно СНТ «Расцвет» стало одним из первых ангарских садоводческих товариществ, где, устав терпеть вечные перебои с поставкой электроэнергии (напряжение в сети падало до 90-110 вольт, так что лампочки едва светили, чайник отказывался кипеть, а насос качать воду для полива, потому что старый трансформатор, установленный в прошлом веке и рассчитанный на несколько садоводств, не справлялся с нагрузками, ветхие сети теряли половину электричества по дороге к участкам), сбросились по 15-16 тысяч рублей с участка и провели полную реконструкцию электрохозяйства: купили и установили трансформатор, проложили силовую линию, обновили сети электропередач. Всё это было выполнено в соответствии с действующими ГОСТами и техническими условиями, согласовано с «Облкоммунэнерго».
Председатель Евгений Марков тогда даже удостоился похвалы от администрации: вот, мол, человек – не стал ждать, когда кто-то что-то сделает, сам управился за семь месяцев! Видать, и с дорогой аналогичный расчет: дескать, устанут люди машины и ноги бить – раскошелятся.