Чуть больше недели назад, 4 сентября, вернулись с турбазы «Утулик» актеры ангарского народного театра «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик». Вернулись «чудаки» с XXVII открытого фестиваля «Театральная осень на Байкале» имени Леонида Беспрозванного, который проходил с 30 августа по 4 сентября.
Первосентябрьские сюрпризы
Театральный сезон в «Утулике» в этом году в полном соответствии с названием фестиваля захватил самое начало осени и нового учебного года – как в первые годы «Театральной осени». Это повлияло на состав участников: школьники и некоторые взрослые артисты предсказуемо исчезали для участия в первосентябрьских мероприятиях. А кто-то, как театр «Мэтр» из Улан-Удэ под руководством режиссера Аси Колодченко, приехал уже после начала учебного года, буквально под занавес фестиваля.
Из-за традиционной линейки большую часть фестиваля пропустил актер театра «Чудак» и режиссер школьного театра «Кто мы?» Николай Щербаков. Без него в лицее №2 имени Михаила Янгеля не было бы Первого сентября. Но точно так же без «дяди Коли» могла выпасть из фестивальной программы такая ее изюминка, как «Театральная табуретка».
К счастью, у Николая Александровича нашелся достойный преемник. Юный Арсений, 8-летний сын художника фестиваля Вячеслава Прошина, лихо зазывал желающих перед ужином прочитать с табуретки наизусть хорошие стихи. А затем одаривал героев конфетами.
– Арсений ходил сам не свой оттого, что нет «табуретки», – не без гордости за сына рассказал Слава, – он на фестивале, можно сказать, с нуля лет. Каждый год он готовится, учит стихи. Любовь к «табуретке» появилась у него давным-давно, ведь за то, что человек читает на табуретке, всегда давали конфету. А так как конфеты он очень любит, именно поэтому у него появилось желание учить стихи и читать их на табуретке. В этом году, когда не оказалось дяди Коли, Арсений решил взять это на себя, проявил свои врожденные организаторские способности. Заставил меня принести табуретку, заставил маму купить конфеты – мы за ними специально ездили в Байкальск. Ну и, получается, подбил всех театралов на возобновление традиции.
И, конечно, отнюдь не случайно негласной темой «Театральной осени» стал «Открытый урок». С открытого урока под названием «Школа. Студия. Театр» начался фестиваль. Открытые уроки для участников провели члены жюри: Георгий Крюков, филолог, автор программы «Литературная Сибирь», член международного союза писателей «Новый современник» (Ангарск), Валерий Зиновьев, актер, режиссер, театральный педагог, профессор (Санкт-Петербург) и Наталия Корлякова, режиссер, театральный педагог, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (Томск). А закончилось все грандиозным «капустным» выпускным.
Фестивальные тенденции
Главной тенденцией «Театральной осени на Байкале» 2022 года стали прекрасные теплые дни. Дождя, который так любил Леонид Беспрозванный, было совсем немного, в меру.
Другую – не менее приятную – тенденцию отметила Наталия Корлякова, неоднократно приезжавшая «жюрить» фестиваль в Утулике. Коллективы стали играть комедии, а ведь это самый сложный театральный жанр! В комедии смешно должно быть зрителю, в то время как актер на сцене максимально серьезно решает свои задачи.
Комедию «Дорогой подарок» по пьесе иркутского драматурга Олега Малышева привез народный молодежный театр «Зеркало» (руководитель Ирина Бушуева). Обратно, в Железногорск-Илимский, они увезли «Бабу Катю» (высшую награду фестиваля в конкурсе актерских работ имени заслуженной артистки РФ Екатерины Барановой получил актер Андрей Никифоров за роль деда Никифора) и спецприз жюри, который вручили актрисе Светлане Наумовой за роль матери.
Еще одна комедия – «Шикарная свадьба» по пьесе Робина Хоудона – стала пробой пера в этом жанре для театра «Экспромт» из Нижнеудинска, давнего друга фестиваля (режиссер – заслуженный работник культуры РФ Галина Каминская). Заслуженную «Бабу Катю» получила актриса Ольга Ситникова за роль горничной, а весь актерский ансамбль – спецприз жюри.
И даже пьесы Александра Вампилова с их «печалью о человеке», которые привезли в этом году на фестиваль, были комедиями. «Дом окнами в поле» представил коллектив-дебютант «Театральной осени» – творческое объединение «Истоки вдохновения» Веры Булычевой. Между прочим, «первый блин» принес «Бабу Катю» актеру Роману Мору, который исполнял роль учителя.
А уж «Старший сын» нашего прославленного драматурга – комедия положений в чистом виде, перенесенная в советскую действительность семидесятых годов прошлого века! Ее представил верный друг фестиваля – театр «Предместье» из Иркутска, руководит которым заслуженный работник культуры РФ Лариса Серикова-Киркица. (Кстати, «Предместье» было одним из вариантов названия пьесы.) Итог – «Баба Катя» у Андрея Глушкова, исполнителя роли Сарафанова.
Всех остальных «переплюнули» организаторы «Театральной осени» – народный театр «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик», руководит которым Александр Говорин. На фестивале они показывали свою «Авантюрную комедию» по пьесе Александра Коровкина. Гениально продуманная декорация, которая «играла» наравне с актерами, масса режиссерских придумок и великолепное актерское взаимодействие спасли изначально не самую лучшую пьесу.
В итоге «Чудак» привез в Ангарск самое большое количество наград. «Бабу Катю» получили Максим Прокошев, исполнивший роль невероятно пластичного «трупа», Николай Щербаков, сыгравший озабоченного милиционера, и актерский дуэт Павла Мазуренко и Анастасии Русятовой – за роль Эрика.
Фестивальное созвучие
Еще одной тенденцией – вернее, традицией – «Театральной осени на Байкале» является ее крепкая связь с литературой. С легкой руки Леонида Беспрозванного здесь продолжают представлять публике новые книги, устраивать встречи с писателями, показывать литературно-драматические спектакли.
На удивление созвучным традициям фестиваля оказался студенческий театр «Мгновение» Иркутского областного музыкального колледжа им. Фредерика Шопена, впервые приехавший в «Утулик». Студенты выпускного курса отделения академического вокала привезли спектакль «Три жизни Айседоры Дункан» по пьесе Зиновия Сагалова. И то, как Светлана Олифиренко и Юлия Попова, разделившие роль «прекрасной босоножки», были наполнены этим образом, как держали зал в течение часа, рассказывая о перипетиях судьбы героини, дорогого стоит! Зрители увлеченно следили и за изменениями образа единственного мужчины спектакля – Даниила Падерина, сыгравшего сразу трех персонажей.
– Ребята побывали на фестивале в первый раз, и у них остались самые приятные впечатления, – рассказала режиссер театра «Мгновение», преподаватель дисциплин театрального искусства колледжа им. Шопена, кандидат педагогических наук Галина Стаунэ. – Я была здесь с другими студентами колледжа много лет назад, приезжала сама, но спектакль мы привезли впервые. Эти ребята изучают актерское мастерство в рамках учебной деятельности, плюс выбрали занятия театральным искусством в дисциплине «творческая реализация». Это очень пригодится им в будущем, когда они будут работать на оперных сценах страны. Прежде чем делать спектакль об Айседоре, я несколько лет изучала материал, мы даже связывались с автором пьесы. Спектакль стал лауреатом нескольких фестивалей, на «Театральной осени» он получил спецприз жюри за актерский ансамбль.
Театральное население турбазы с удовольствием побывало и на творческом вечере ребят в «Палатке №6» в рамках традиционной офф-программы, где они сполна показали свои вокальные умения.
• • •
И все-таки самым невероятным событием нынешнего фестиваля стала экскурсия в Байкальск, в гости к театру «Люди», заслуженному коллективу народного творчества. Эту экскурсию театралы области запомнят надолго, ведь «Люди» в конце сентября заедут в свой собственный дом, построенный на въезде в город, встречающий и провожающий туристов, – Байкальский народный театр.
Любой режиссер мечтает о своем театре, о том, чтобы не выпрашивать у начальства сцену для репетиций… Тридцать лет вынашивал эту мечту режиссер «Людей» Алексей Нагаев. Благодаря федеральному проекту и помощи главы города мечта осуществилась – теперь Байкальск будет начинаться с театра. В добрый путь, и пусть чаще исполняются мечты режиссеров!